Зрителям будет представлена новая музыкально-сценическая версия жемчужины украинской классики – оперы Семена Гулака-Артемовского "Запорожец за Дунаем".
Опера была написана автором во второй половине XIX века. Автора не оставляло желание написать оперу на национальной основе, проникнутую народным колоритом и потрясающими украинскими аутентичными мелодиями.
Любопытно, что украинскую оперу очень тепло приняли в России, где 150 лет назад и состоялась премьера "Запорожца за Дунаем". 14 апреля 1863 она была поставлена на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге, причем Гулак-Артемовский был первым постановщиком оперы и исполнителем партии Карася. Премьеру сопровождал успех. А спустя год она была поставлена на сцене Большого театра в Москве. Высший московский свет наблюдал за перипетиями сюжета из жизни украинцев.
Любопытно, что на сцене Национальной оперы Украины "Запорожец за Дунаем" впервые прозвучал в декабря 1934 года. И вот, спустя 80 лет детище Гулака-Артемовского получило новую жизнь.
|
Главный режиссер театра Анатолий Соловьяненко утверждает, что классика с ходом времени тоже подлежит обновлению. Меняется постановочная техника, обновляются выразительные средства театрального искусства. Не говоря уже о том, как стремительно меняется динамика жизни и восприятия людей.
Мы не можем показывать спектакли в эстетике 40-50-летней давности, - говорит Анатолий Соловьяненко, который придумал для спектакля новую сценическую версию. - Учитывая это, в театре было принято решение о новой реализацию этого проекта.
Новая постановка сократилась на треть и будет состоять из двух действий , наполненных юмором, народными обрядами, фольклором и яркими танцами.
В первую очередь должен сказать о том, что мы творили представление совместно с композитором Мирославом Скориком, который сделал новую музыкальную редакцию произведения, - рассказывает о процессе создания спектакля Соловьяненко. - Скорик упорядочил новую увертюру, которая стала квинтэссенцией самых ярких мелодий, сосредоточенных в этом спектакле. Поэтому опера стала более динамичной, и сократилось до двух действий, благодаря тому, что мы избавились от лишних и уже неактуальных на сегодня деталей, которые ее перегружали.
При этом сценическое действо будет обогащено рядом хореографических композиций, которые поставила худрук балетной труппы театра Анико Рехвиашвили.
Сценографией спектакля, а также костюмами для героев оперы занималась легендарная Мария Левитская – главный художник театра. На этот раз она удивит зрителя новой интересной трактовкой национальной одежды для персонажей "Запорожца за Дунаем". Специально для спектакля создано более 250 костюмов и почти 3000 квадратных метров живописи.
Что же касается исполнителей главных партий, то и здесь, по заверению режиссера- постановщика Анатолия Соловьяненко, зрителей ожидают сюрпризы. Так, партию Карася впервые будет исполнять Сергей Магера, а в следующем сезоне в этой партии впервые появится и знаменитый украинский оперный бас Тарас Штонда. Новый взгляд на партию Одарки у Мирослава Скорика - он видит исполнительницу этой партии с более низким голосом, поэтому эту роль будут исполнять Анжелина Швачка и Мария Березовская.
Анатолий Соловьяненко так прокомментировал выбор главных солистов оперы: "Я хочу, чтобы партии оперных героев исполняли солисты, которые по возрасту соответствуют своим персонажам. Уверен, что исполнение молодыми солистками Тамарой Калинкиной и Татьяной Ганиной партии Оксаны, будет очень убедительным. А партию Андрея, вместе с опытным Дмитрием Кузьминым, исполнит очень талантливый молодой тенор Валентин Дитюк, который еще учится в консерватории".
|
О чем опера "Запорожец за Дунаем"
Сюжет рассказывает о тех временах, когда после уничтожения Запорожской Сечи московскими войсками в 1775 году часть запорожцев убежала в Турцию. Там их судьба сложилась тяжело — турецкое правительство пыталось использовать казаков как военную силу, направленную против их родины. В 1828 году, во время русско-турецкой войны, часть запорожцев во главе с атаманом О. Гладким, вернулась в Россию, после чего Задунайская Сечь была уничтожена. Эти события, безусловно, послужили источником задумки, но автор оперы свободно их переосмыслил и перенес в XVIII век.