Руководители телеканалов уже с ужасом изучают принятый Верховной Радой закон о запрете российских фильмов. Конечно, последнее слово за президентом - подпись или вето. Затем у каналов будет два месяца, чтобы существенно пересмотреть свою сетку вещания и убрать оттуда не только соседских "ментов" и "вояк", но и безобидное российское мыло, мультфильмы, развлекательные шоу и прочие телепроекты, выпущенные в РФ с 1 января 2014-го.
Также в подвешенном состоянии остается и продукт совместного производства: в законе этот пункт вообще никак не прописан. Например, что будет с украинско-российской картиной "Незламна" (о легендарной женщине-снайпере Людмиле Павличенко), телеверсию которой пока еще планирует показать канал "Украина"? А ведь такого кино, сделанного в так называемой копродукции, у нас очень много.
В то же время сейчас на ТВ падают доходы от рекламы. В эфире роликов меньше не стало, но они подешевели (рекламные прайсы "плясали" от доллара). А значит, на счетах каналов - меньше денег на производство и покупку новых программ.
Еще одна инициатива депутатов, которая прописана в коалиционном соглашении и может нанести большой удар, - запрет рекламы лекарственных средств в СМИ. Эксперты прогнозируют, что если законопроект все же проведут, доход телеканалов от рекламы может сократиться на четверть, ведь фармацевты - главные покупатели рекламы на ТВ (в среднем доля такой рекламы составляет около 25%). А любое сокращение доходов, как известно, неизбежно влечет за собой сокращение расходов. Телевизионщики не верят, что инициативе суждено сбыться. Однако до недавнего времени никто не думал, что и закон о запрете российского продукта примут в такой жесткой редакции.
Ходят слухи, что производители сериалов уже договариваются сократить расходы, в частности, уменьшив гонорары актерам (опять-таки всему виной доллар, которым зачастую расплачивались с артистами). Ведь если фильм получится слишком дорогим, украинские каналы в сегодняшней ситуации его не купят.
Но, возможно, этих мер будет недостаточно, и нам, зрителям, предложат новое телевизионное меню - с поправкой на кризис. Топ-менеджеры ведущих телеканалов сейчас не особо хотят говорить на эту тему, объясняя, что сами еще на распутье. Да и раскрывать все карты перед конкурентами не спешат - мол, идеи дорого стоят. Опросив продюсеров и медиаэкспертов, "КП" составила свой прогноз развития событий.
Сценарий 1. Все будет по-старому
Этот вариант возможен только в сфере развлекательных шоу. Многие уверены, что кризис делу - не помеха: хуже наш продукт не станет. Мол, будут снимать то же, только за меньшие деньги.
В ближайшее время существенных изменений ждать не стоит: продукт, который планируется в эфир в этом телесезоне, уже либо куплен (отснят), либо находится на стадии завершения. Например, шоу "Співай як зірка", "Моя новая жизнь" (канал "Украина"), взрослый "Голос країни" ("1+1") и "Холостяк" (СТБ) уже готовы к употреблению и планируются к выходу в марте. Как и 16-серийная комедия производства "1+1 продакш" - "Останній москаль". Активно идут съемки седьмого сезона шоу "Україна має талант", первый выпуск которого выйдет на СТБ 7 марта.
Также канал СТБ уже объявил кастинги на новые сезоны проектов "Танцуют все!", "Х-фактор" и "МастерШеф", а это значит, что в следующем телесезоне они наверняка появятся в эфире.
Сценарий 2. Фильмы станут хуже
Мы подозреваем, что некоторые большие проекты каналам и кинокомпаниям все же пришлось отложить в долгий ящик. Прямо об этом никто не говорит, но, по всей видимости, в сериалах теперь будет больше малоизвестных актеров: они менее прихотливы.
Скорее всего, в первую очередь откажутся от исторических фильмов. На пошив аутентичной одежды и интерьеры может уйти половина бюджета картины. Проще снимать "про сейчас".
- Дорогие исторические проекты уже притормаживаются, - посетовал Владислав Ряшин, глава компании Star Media ("Волчье солнце", "Убить Сталина", "Жизнь и приключения Мишки Япончика", "Анна Герман" и др.). - В долгосрочной перспективе кризис может сказаться и на качестве сериалов, и на жанровом своеобразии.
Денег на такое кино уходит много, а примет ли сериал зритель, еще неизвестно. Зато проверенные ходы будут эксплуатироваться бесконечно. Публика любит незамысловатые сериалы "про жизнь". Поэтому удачные сериалы будут показывать еще и еще, чтобы сэкономить на новинки.
Конечно, есть еще американские сериалы. Но, например, такие популярные во многих странах картины, как "Карточный домик", "Игра престолов" или "За гранью", на нашем ТВ не пользовались благосклонностью зрителей. Все же у нас те, кто привыкли смотреть телевизор, в отличие от интернет-аудитории скорее отдадут предпочтение знакомым героям в знакомых реалиях наподобие Ефросиньи, чем Дайнерис Таргариен с ее драконами. Поэтому много телепродукта с Запада ждать не стоит.
Сценарий 3. Ставка на собственный продукт
Что касается производства украинских сериалов, тут строить прогнозы - то же самое, что верить Гидрометцентру.
- Экономическая стоимость украинского сериала начинается от 50 тысяч долларов за серию. Покупаем же мы сериалы за $15-20 тысяч, - говорит Владимир Бородянский, руководитель группы StarLightMedia (ICTV, Новый канал, СТБ). - Экономически оправданная цена сериала - 15 тысяч долларов, если серия два раза выйдет в прайм-тайм (тогда она окупится за счет рекламы. - Ред.). Но чудес не бывает! Мы производим украинский сериал за 50 тысяч, а зарабатываем на нем 15. Разница - минус 35 тысяч!
Пойдут ли телеканалы на такой риск и станут ли производить больше собственного кино - большой вопрос. Впрочем, продолжают активно развивать кинопроизводство на каналах "Украина" и "1+1". На "Украине" снимают сериал "Бессмертник". Из новинок на "1+1" - съемки медицинской драмы "Центральная больница".
Также телеканалы увеличивают объемы информационного вещания - новостей везде становится больше. А развлекательный канал "НЛО TV" постепенно увеличивает выпуск собственных юмористических шоу и скетчкомов.
Сценарий 4. Кризис - это хорошо!
Поразительно, но есть и такое мнение.
- Нехватка денег - это в какой-то степени благо, - заявил наш источник на одном из каналов. - Сценаристам, режиссерам придется выкручиваться - как за копейки сделать интересно. А гигантские бюджеты расслабляют, сбивают на пафос и скуку.
К тому же большинство продюсеров рассчитывает, что кризис снизит планку зарплат в отрасли. По их мнению, в сытые времена актеры (особенно российские звезды) получали непомерно много.