Недавно в многострадальном Музее истории Киева провели сверку наличия фонда. В результате недосчитались 111 картин! Музей никто не грабил, хранилища не вскрывал, но государственное имущество на сумму около 5 миллионов долларов испарилось...
«Картины развешивали в кабинетах для популяризации художников»
- Эту пропажу сотрудники музея обнаружили практически случайно, - рассказала «КП» начальник столичного управления культуры Светлана Зорина. - Зная сложную судьбу музея, оставшегося без помещения после эвакуации из Кловского дворца в марте 2005 года, заместитель мэра Виталий Журавский предложил сделать каталог экспонатов, хранившихся в ящиках, чтобы устраивать передвижные выставки. Но директор Тамара Хоменко стала часто болеть, и работа не двигалась. А так как ее контракт закончился, мы не стали его продлевать. Проверка возобновилась с назначением нового директора. Целого списка работ просто не оказалось в наличии. Поэтому срочно устроили полную инвентаризацию живописи. В итоге выяснили: пропало 111 картин!
- Девять полотен автора Сергея Шишко по документам, подписанным бывшим начальником управления культуры Александром Быструшкиным, были использованы для оформления кабинета столичных чиновников, - продолжает Светлана Зорина. - Еще раньше на имя экс-заместителя главы администрации Галины Менжерес были выданы 16 картин Шишко. Эти договора давно просрочены…
«Комсомолка» позвонила героям инцидента.
Бывший директор музея Тамара Ханенко не видит в происшедшем своей вины:
- Спрашивайте о картинах у сотрудников музейных фондов. Я полотна не выдавала, а только подписывала документы. В музее еще идет инвентаризация, так что о пропаже заявлять рано. Я крайне отрицательно отношусь к подобной практике выдачи музейных ценностей, но, как человек зависимый, не могла сказать «нет».
А вот Александр Быструшкин иного мнения.
- Я не вижу в этой практике ничего плохого, - уверен экс-начальник управления культуры, а ныне начальник гуманитарной службы при Секретариате президента Александр Быструшкин. - Раритеты годами лежали в запасниках, где их никто не видел. А в кабинете городского головы, в Кабмине и Мариинском дворце, куда их передали, бывают гости со всех стран мира. Они видят творения Сергея Шишко, Екатерины Билокур, других украинских авторов. Так мы пропагандируем украинскую живопись. При нарушении правил хранения договор разрывается, экспонаты возвращаются музею.
«Полотна пропали после переезда мэрии на Крещатик, 36»
Обнаружив на акте выдачи от 3 августа 1992 года подпись экс-заместителя главы столицы Галины Менжерес, «Комсомолка» обратилась к ней за комментариями.
- Вы концов уже не найдете, - сокрушается Галина Николаевна. - Я брала картины еще при Иване Салие. Тогда отношения между людьми строились на доверии. Мэрию переселили в здание на Михайловской площади, где сегодня находится МИД. Салий попросил меня отобрать в музее пейзажи Киева. Мы их развесили в кабинетах замов главы столицы (тогда эта должность называлась представитель президента Украины в Киеве). Лучшие работы отдали Александру Тараненко, еще заму по строительству Анатолию Павловичу, только фамилию не помню. Но потом вышел указ Леонида Кравчука переселить горсовет на Крещатик, 36. После переезда я не нашла некоторых полотен. Заместители градоначальника менялись очень часто и уходили, прихватив картины. У меня сохранились два пейзажа Шишко, которые я забрала из кабинета Ивана Салия.
«Комсомолка» направилась в Музей истории Киева. Директор Инна Евецкая повела показывать музейное хранилище.
- Когда музей переселяли в Украинский дом, все экспонаты срочно паковали в опломбированные ящики. Они до сих пор там, - рассказывает директор.
Мы проходим по выставочному залу, где железные коробки наставлены друг на друга в 6-7 рядов.
- В таких условиях сделать сверку наличия фонда крайне сложно. Но мы проверили накладные и выяснили: сколько ящиков запаковали, столько в Украинский дом и прибыло. Так что картины были утрачены еще до переезда. А сегодня пейзаж Шишко на аукционе стоит около $100 тыс. Надо попытаться найти эти работы. В акте сверки наличия живописи есть пункт: «не выявленные при сверке». В музее этих полотен нет, но, может, они до сих пор висят в кабинете какого-то чиновника? - высказывает предположение Инна Ивецкая.
- Так почему не обошли все комнаты? - удивляюсь я.
- Пытались, но нас мало куда пустили и не скрывали раздражения…
- А когда увольнялись бывший главный хранитель и директор музея, разве они не должны были отчитаться за вверенные им памятники культуры?
- Тамара Ханенко ушла, так как ей не продлили контракт. Учитывая положение, в каком оказался Музей истории Киева, провести сверку было невозможно. У нас все в ящиках. Чтобы добраться до нижнего, нужно все перекопать. Мы заложники ситуации.
«Музеи превратились в пункты проката ценностей»
Листаю акт сверки наличия фонда «Живописи», датированный 19 июня 2008 года. Впечатляет сам перечень пропавших экспонатов: картины XIX века, портрет Головина XVIII века, 8 икон XIX века, 24 пейзажа Шишко и один Пламеницкого. Еще около полусотни менее известных Ткаченко и Клыкова, а также весьма успешно продаваемых Коновалюка и Морозовой. Навскидку получается, что пропали экспонаты на сумму около $5 млн!
- Неужели история закончится банальным списанием экспонатов из музейного фонда? - спрашиваю у начальника управления культуры Светланы Зориной.
- Нет, уже есть распоряжение Леонида Черновецкого о передаче дела в правоохранительные органы. Но меня удручает отношение к этой проблеме людей, призванных охранять культурное наследие. Я не подписала ни одного документа на выдачу картин для кабинетов. Подобную практику считаю порочной. В западных музеях такого нет. А у нас понятие воровства подменяется халатностью. Желающему поживиться достаточно найти чиновника, который подпишет документы на выдачу во временное пользование музейных картин. А потом за их сохранностью уже никто не следит, еще и страховая стоимость занижена. В 2005 году пейзажи Шишко оценили по $10-15 тыс. каждый, а сейчас они продаются не меньше чем за $50 тыс. Можно внести их страховую стоимость и «закрыть» проблему, заработав при этом кругленькую сумму.
В итоге государство потеряло первоклассную коллекцию. Ведь через несколько лет за эти имена будут платить миллионы. Поэтому нужно издать указ о сверке музейного фонда по всей стране. Уверена, подобная прокатная практика внедрена повсеместно и угрожает культурному запасу государства.
«Комсомолка» поинтересовалась, выдает ли картины Национальный художественный музей Украины.
- Да, мы передали несколько полотен для оформления Кабмина, - сознался генеральный директор музея Анатолий Мельник. - Это представительский объект, где бывают иностранцы. Поэтому такая практика возможна, тем более что наш музей получает деньги за аренду экспонатов. Иностранные музеи тоже так зарабатывают. Но нужно контролировать. Я раз в месяц осматриваю наши картины. А пропажи в музее были еще до меня: исчез пейзаж Шишко из Мариинского дворца…
БЫЛ СЛУЧАЙ
Главный хранитель фондов Олесского замка на Львовщине Татьяна Сабодаш рассказала «Комсомолке», как возила скульптуру для оформления Национального банка, которым тогда руководил Виктор Ющенко.
- Виктор Андреевич со своей первой женой приехал в замок вечером, когда музей был закрыт. Но охрана меня позвала, и я, узнав чету Ющенко, провела экскурсию. Потом пригласила гостей в фонды. Мы проговорили часа два. Виктор Андреевич спросил, можно ли сделать выставку львовской скульптуры в Нацбанке на время съезда европейских банкиров. Уже из Киева он вел переговоры с нашим директором Борисом Возницким. Ющенко подписал все необходимые обязательства и перевел музею деньги за аренду. Через два месяца всю скульптуру нам вернули. Претензий к ее сохранности не было. Министерство транспорта тоже арендовало у Львовской галереи 5 картин западноевропейских мастеров XIX века. Но на следующий день после смерти Георгия Кирпы все экспонаты музею вернули.
1. Неизвестный художник. Пейзаж. 19 в. дерево, масло; р.бх11см
2. Неизвестный художник. Портрет Т.Г.Шевченко, р. 79,3x113 см
3. Неизвестный художник. Портрет Артамона Головина. 18 в.; дерево, масло. Р.7,3x6,00 см
4. Кликов Ю.Л. Портрет Растрелли. 1980-тые гг.. дерево, полотно, масло; р. 17,9х 11,8 см
5. Кликов Ю.Л. Портрет Елисея Плетенецкого 1980-тые гг.. дерево, полотно, масло, р. 18,4x13 см
6. Кликов Ю.Л. Портрет Борецкого 1980-тые гг; дерево, масло, р. 18,2x12,7 см
7. Икона. Богоматерь с младенцем. 1850 г.(?) дерево ,масло; р. 17,6х 14 см
8. Икона. Праздничный и страстный цикл. 19 в. дерево, масло; р35х30,6 см
9. Ткаченко Г.К. Вечерис. Этюд Картон,масло р.9x12.5 см
10. Ткаченко Г.К. Летний день. Этюд.Картон, масло; р. 7x12,5
11. Ткаченко Г.К. Хуторок. Этюд. Картон, масло р. 11,8x8,2 см
12. Ткаченко Г.К. Батум. Этюд. 1926 р. Картон ,масло р. 11,6x7,4
14. Ткаченко Г.К. Лес.Весна.Этюд. Картон,масло р.7,7х11,3 см
15. Ткаченко. Г.К. Вечер. Розовая туча. Этюд. Картон, масло; р. 13,4x11,2 см
16. Ткаченко Г.П. Тучи. Этюд. Картон, масло р. 14,7x9,4 см
17. Ткаченко Г.К. Серый день. Этюд. Картон, масло р. 17,511,1 см
18. Ткаченко Г.К. Заросший пруд. Сенокос. Этюд. Картон,масло р. 10,8x18.8 см
19. Ткаченко Г.К. На лугу. Этюд. Картон, масло. Р. 11,5x18 см
20. Ткаченко Г.К. Луг. Стога. Этюд. Картон, масло р. 18,6x9,5
21. Ткаченко Г.К. Заросший пруд. Сумерки. Бумага, масло р. 10,2x17.2 см ж-252
22. Ткаченко Г.К. Луг ранним утром. Картон.масло р. 10,7x20,2 см
23. Ткаченко Г.К. Лес.Осень Картон,масло р.1 1,7x19 см
24. Ткаченко Г.К. Вечер в степи. Холст,масло р. 18,6x10,8 см
25. Ткаченко Г.К. На поляне у леса. Картон,масло р.13,1x21,7 см
26. Ткаченко Г.К. Пригорок. Деревья. Картон масло р. 1 1.2x17.5
27. Ткаченко Г.К. Закат в поле. Картон, масло. р. 6,8x10 см
28. Ткаченко Г.К. Луг. Картон, масло р. 13,2x9.4 см
29. Ткаченко Г.К. Прогалини. Картон, масло р. 18,8x12,4 см
30. Ткаченко Г.К. Ветер. Картон, масло. Р. 16,7x11см
31. Ткаченко Г.К. Деревья. Закат. Картон, масло р. 16.3x13,9 см
32. Ткаченко Г.К. Просека. Картон, масло. Р.20,5х13.5 см
33. Ткаченко Г.К. Пруд. Ивы. Картон, масло р. 13x16,5 см
34. Ткаченко Г.К. Заросший пруд. Картон, масло р.20,2х!3,7см
35. Ткаченко Т.К. Осень. Луг. Картон, масло р.12.5х21,3
36. Ткаченко Г.К. Сенокос.Картон,масло. Р.11x17,5см
37. Ткаченко Г.К. Весна. Картон, масло. Р. 13x19 см
38. Ткаченко Г.К. Одинокое дерево. Картон, масло. Р.10.2х15,2 см
39 Ткаченко Г.К. Оттепель. Ели. Картон.масло р. 19x11,5 см
40. Ткаченко Г.К. Алый закат. Картон, масло р. 13,517,5 см
41. Ткаченко Г.К. Цветущая степь. Картон. масло р. 13x19,6 см
42. Ткаченко Г.К. Ива у реки. Картон,масло. Р. 12x17,7 см
43. Ткаченко Г.К. После дождя.Картон, масло р. 13,4x11.8 см
44. Ткаченко Г.К. Дуб.Картон, масло.р.11,5x11,5 см
45. Ткаченко Т.К. Хмурый день Картон,масло р. 12x18,7 см
46. Ткаченко Г.К. Залив. Лодки. Картон, масло. Р.27.8х11,2 см
47. Ткаченко Г.К. Поле. Картон, масло. Р. 10.5x16.5 см
48. Ткаченко Г.К. Перед грозой. Картон,масло р.8.7х16,5
49. Ткаченко Г.К. Озеро. Каротон,масло.р.7.8х16 см
50. Ткаченко Г.К. Парк.Аллея. Картон.масло. Р 12x19 см
51. Ткаченко Г.К. Грозовое небо. Картон, масло.р. 12,4x6,1см
52. Ткаченко Г.К. Дорога в поле. Картон, масло. Р. 13,1x8 см
53. Ткаченко Г.К. Вечер. Картон, масло. Р. 13,5x9,2
54. Ткаченко Г.К. Зеленый берег. Картон. масло.р.8х14 см
55. Ткаченко Г.К. Жатва. Картон, масло, р.7,7х13,3 см
56. Ткаченко Г.К. Закат. Картон, масло. Ор.8,7х13 см
57. Ткаченко Г.К. Серый день. Карой, маслой. Р. 14,4x9,3 см
58. Икона. Сошествие Святого Духа. Дерево, масло.р.ЗО.7x25,8 см
59. Платонов С. Морской пейзаж. Полотно, масло р.70x54 см
60. Икона Святой Николай. 19 в. дерево, темпера, левкас, позолота, металл, покраска. Р.32,5x25 см
61. Коновалюк Ф.З. Метель. 1956 г. Этюд. Картон, масло. Р.34,7х47,3 см
62. Коновалюк Ф.З. Зима. Политехнический институт. Подсобное хозяйство. 1951 г. Полотно, масло, картон; р.27x4 см
63. Коновалюк Ф.З. Улица Полевая. Угол 1-й Дачной. 1974 г. Картон, масло; 24x34,5 см
64. Коновалюк Ф.З. Дом на Базарной пощади (Борщаговка). 1959 г. Картон, масло; 21,5x26,5 см
65. Коновалюк Ф.З. Вид с Еврейского кладбища (Лукьяновка) 1949 г. Картон, масло; р.22,2x34,2 см
66. Коновалюк Ф.З. Шулявка. Софиевская Борщаговка. 1945г. Картон, масло; р. 17,4x23,4 см
67. Коновалюк Ф.З. Новый Ботанический сад. Выдубичи. 1958 г Картон,масло; р.25,5x35 см
68. Коновалюк Ф.З. Шулявка. Борщаговская улица. 1950 г. Картон,масло; р.23,1 х31,5
69. Коновалюк Ф.З. Вид на Оболонь, Вышгород, Куреневку. 1948 г. Картон,масло; р.24,5x33 см
70. Коновалюк Ф.З. Почтовая площадь. 1956 г. полотно, картон масло р. 41.5x65,5 см
71. Шишко С.Ф. Зима в парке. 1958 г. полотно, масло. р.60х70 см
72. Икона. Святитель Тихон Задонский и Святитель Митрофан Воронежский. Почти 20 в. Дерево, масло. 9x6,5 см
73. Икона. Вседержитель со святыми. 19 в. Дерево, масло. 22,1x17,6 см
74. Икона. Всех скорбящих радости. 19 в. Дерево, асло. 21,4x17,3 см
75. Икона. Вседержитель со святыми. 19 в. Дерево, масло. 17,8x15,3 см
76. Икона. Успение Богоматери. 19 в. Дерево, масло. 14,2x11,3 см
77. Икона. Рождество Богородицы. Крещение Христа. 19 в. Холст, левкас, масло. 22,1x17,7 см
78. Светлицкий Г.П. Хата, освещенная солнцем. 1932 г. Картон, масло. 26x26 см
79. Шишко С.Ф. Днепр весной. 1966 г. Полотно, масло. 80x100 см
80. Шишко С.Ф. Вечер. 1979 г. Полотно, масло. 44,6x49,4 см
81. Шишко С.Ф. Летом. 1964 г. Полотно, масло. 67x63 см
82. Шишко С.Ф. Оттепель. 1967 г. Полотно, масло. 80x100см
83. Шишко С.Ф. Осень. 1967 г. Полотно, масло. 80x100 см
84. Пламеницкий А.О. Зима. Рассвет. 1969 г. Полотно, масло. 53x94 см
85. Светлицкий Г.П. Яблоки и черешни. Бумага, акварель. 17,5x25 см
86. Светлицкий Г.П. Яблоня у синего озера. Картон, масло, гуашь. 32x21 см
87. Шишко С.Ф. Полий мост. 1965 г. Полотно, масло. 80x45 см
88. Неизвестный художник. Мадонна. 19 в. Полотно, масло. 94x71,5 см
89. Копия с картины Пальма Веккио. Мадонна. Полотно, масло. 73х60,8 см
90. Неизвестный художник. Портет австрийского императора. Полотно, масло. 62x41 см
91. Неизвестный художник. Ангел. Полотно, масло. 65.8x49 см
92. Неизвестный художник. Копия с картины Конха (?). Святая Цецилия. Полотно, масло. 62x41 см
93. Копия с картины Альбино (?). Аллегория. Полотно, масло. 96,7х131см
94. Копия с картины Ван Блюмена. Пейзаж. Полотно, масло. 87х107 см
95. Копия с картины Поморанчио (?). Магдалина. Полотно, масло. 121,7x97.7 см
96. Копия с картины Веронсзе. Усекновение главы Ионна Хрестителя. Полотно, масло. 168x121 см
97. Копия с картины Ван Блюмена. Пейзаж с воинами. Полотно, масло. 125,4х 153 см
98. Светлицкий Г.П. Бышевськое поместье Сахарова. Картон, масло. 21,5x12,5 см
99. Светлицкий Г.П. Женщина с собачкой. 1900 г. Полотно, масло. 12,2x21,5 см
100. Светлицкий Г. П. Этюд. Разрушенное кладбище. Могила отца. Полотно, масло. 21x1.3 см
101. Морозова Л. Богородица, Чудо. Радуйся и нам Украину храни. 131 х92 см
102. Морозова Л. Городок Ашафенбург. 1946 г. 19x28,5 см
103. Морозова Л. Разрушеный Вюрцбург. 1945 г. Картон, темпера. 23x31 см
104. Вербицкий О.М. Этюд. Село Нижний Чоргунь. 1938 г. Картон, масло. 14,5x24.3 см
105. Верне Ж.О. Ренн... Париж. 1820-ые гг. Полотно. 22x14 см
106. Неизвестный художник. Портрет Петра I. 19 в. Картон, масло. 23x19 см
107. Ройтбургд О. Повседневная жизнь в Помпеях. 2000 г. Бумага, гуашь. 60x42 см
108. Кузина Р. Ночной город. 2000 г. Полотно, масло. 52x75 см
|