"Смерть среди айсбергов"
Ирландский гарпунер в северных водах Канады по недомыслию убивает брюхатую самку кита-косатки. Киты моногамны. Самец кажет из воды розовую пасть и ультразвуковым писком божится порвать урода на беляши. Неделю рыбачий поселок стонет от китового террора - пробоя лодок, тарана свай, обрыва и поджога трубопроводов посредством опрокинутых керосинок. Неделю слышит в полнолуние китовый вой и наблюдает воинственные "свечки" мерцающей туши поверх вод бухты. Наконец селяне гонят гордеца на очную драку с распоясавшимся чудом-юдом. Стрелка забита на Крайнем Севере во льдах.
Ритуальная битва Мужчины с Очень Крупной Рыбой - становой мотив американской мифологии, взращенной "Моби Диком", - популярным там на уровне "Евгения Онегина" в качестве Умной Книги Вообще. Сюжет единоборства всплывает у них с завидной регулярностью - достаточно одного "Старика и моря", чтобы понять значение мифологемы для национального характера. Причем если книги XIX и первой полвины XX вв. удостоверяли приоритет человека и его дубленого характера, экологизм 70-х сместил акценты в сторону неразумия гомо сапиенса в природопользовании. Ученая Шарлотта Ремплинг со слайдами и звукозаписями доказывает умственное тождество кита с человеком, особо напирая на то, что четырехмесячный эмбрион орки неотличим от человеческого.
Этот самый эмбрион и плюхается на палубу из распоротого брюха самки, и решительный капитан из шланга смывает его в море. Война таким образом сразу заявлена на взаимоуничтожение, и шершавые обстоятельства всячески подталкивают дерзкого безумца к поединку. Как обычно в таких сюжетах, в тяжбу млекопитающих обильно примешивается мистика - за этот участок отвечает местный индеец Умилак, сыгранный Уиллом Сэмпсоном - Вождем из "Полета над гнездом кукушки". Он делит с капитаном бой, поход и славную гибель во льдах.
Источники утверждают, что продюсер де Лаурентис просто хотел поездить на вселенском успехе "Челюстей" - в таком случае эпически монументальная картина Майкла Андерсона обязана своим появлением куда более среднему опусу. В пользу этой версии неопровержимо свидетельствует и то, что оригинальное название фильма "Орка" - имя шхуны акулоборцев в "Челюстях". Скульптурного Ричарда Харриса озвучивал сам Олег Борисов, редкая на дубляже птица, мотористку Энн играла будущая секс-бомба Бо Дерек, китовый клекот и писк микшировал сам Морриконе - на видовое кино из серии "В мире животных" был собран суперстафф, переводящий морскую авантюру в регистр трагедии. Дабы присягнуть первоисточнику, в уста капитану вложены слова: "Герман Мелвилл верил, что если Бог снова придет на эту планету, то он предстанет в облике кита".
Мелвилл - автор "Моби Дика", кто не в курсе.