Для нас это событие важно тем, что в основную конкурсную программу Берлинале попал украинско-российский фильм "Под электрическими облаками" режиссера Алексея Германа-младшего. Судя по тому, что в конкурс эта кинолента была включена еще на стадии монтажа, что является отступлением от правил, кинообщественность ожидает от картины многого. Ее даже называют одним из фаворитов.
Шесть новелл о самых разных жителях постсоветского пространства периода 1990-х, шесть сюжетно независимых историй, объединенных атмосферой и общим названием, - это один из последних украинско-российских совместных проектов…
Миллион долларов от Госкино и не только
Украинского в картине "Под электрическими облаками" много. Госкино три года назад выделило на него миллион долларов. Но дело не только в деньгах. Большая часть съемочного процесса, который стартовал в 2012-м, прошла в Одессе, Днепропетровске и Харькове. У фильма украинский оператор (один из лучших - Сергей Михальчук) и два украинских продюсера (Егор Олесов и Сергей Антонов). Тут снялось и много украинских актеров - например, Алексей Вертинский.
Из российских звезд в титрах значатся Чулпан Хаматова и Анастасия Мельникова. А еще здесь сыграли грузин Мераба Нинидзе, бельгийский музыкант и актер Луи Франк и известный у нас по музыкальному проекту Esthetic Education. Один из сценаристов - поляк Кшиштоф Занусси. И вообще Польша очень активно участвовала в создании этой картины.
"Слияние народов" - панацея для авторского кино
Кого-то от этой творческой связки украинского и российского может покоробить. Но "Под электрическими облаками" - это яркий пример международной копродукции, которая дает возможность режиссерам находить деньги на проекты, при этом позволяя каждой из стран-участниц развивать свой кинематограф.
В одном из недавних интервью режиссер Алексей Герман-младший пояснил такое слияние народов в одном фильме тем, что авторское кино трудно делать в одиночку. К тому же еще несколько лет назад кинематографистам Украины и России казалось, что за совместным производством будущее.
Увы, сегодня этот интернациональный тандем может плохо отразиться на прокатной судьбе картины, причем и в Украине, и в России. Но мы не устанем повторять, что искусство вне политики! И то, что продукт производства нескольких стран пробился в программу одного из самых престижных кинофестивалей, тому доказательство.
А СУДЬИ КТО?
В жюри - Одри Тоту и Даррен Аронофски
Дирекция Берлинале наконец огласила полный состав жюри основного конкурса. В списке фигурируют громкие имена: Одри Тоту ("Амели"), немецкий актер Даниэль Брюль ("Бесславные ублюдки"), создатель сериала "Безумцы" Мэттью Уайнер. А возглавит "судейский корпус" культовый режиссер Даррен Аронофски ("Реквием по мечте", "Черный лебедь", "Рестлер").
У фильма Германа-младшего на конкурсе в Берлине серьезные соперники: "Рыцарь кубков" с Кейт Бланшет и Натали Портман, "Королева пустыни" с Робертом Паттисоном и Николь Кидман, новая работа британского киноклассика Питера Гринуэя "Эйзенштейн в Гуанахуато".
КОМПЕТЕНТНО
Экс-глава Госкино Екатерина КОПЫЛОВА: "В нынешней ситуации эта картина - палка о двух концах"
|
Екатерина Копылова, возглавлявшая Госагентство по вопросам кино с мая 2010-го по февраль 2014-го, рассказала "Комсомолке", каким образом фильм Германа-младшего получил финансовую поддержку от Украины и как должен был повлиять на имидж нашей страны:
- Вся Европа сегодня снимает фильмы вместе - двумя, тремя, пятью странами. Потому что кино - это дорого и долго, а найти деньги в одной стране сложно. Поэтому страны делают это вскладчину. После того как в Украине приняли новую систему отбора кинопроектов в рамках Европейской конвенции о совместном производстве, в июне 2011-го мы (Госкино. - Авт.) провели первый конкурс кинопроектов. На тот конкурс было подано несколько фильмов в копродукции: "Люби меня" (Украина - Турция), "Параджанов" (Украина - Франция - Армения), "Истальгия" (Украина - Сербия - Германия)… И лишь один фильм "Под электрическими облаками" в копродукции Украина - Россия - Польша был с неукраинским режиссером, зато с украинскими продюсерами, оператором и снятый в Украине. На тот момент у нас была возможность финансирования картины - и мы это сделали.
Кроме того, не забывайте, что это был 2011 год, тогда все было по-другому. Никто не думал, что дальше все будет так плохо и так больно. Тогда для творчества было спокойное время, пригодное, чтобы создавать совместные фильмы.
- Чем вас зацепил этот фильм?
- Своей острой тематикой. Это социальная драма, это история о постсоветском поколении, о том, что с нами всеми происходило в 1990-х. Он и о нас сегодняшних. Это то, что сегодня снимает вся Европа. Такие фильмы фигурируют и в Берлине, и в Каннах, и в Венеции, и в Роттердаме. Поддерживая подобный проект, мы преследовали цель войти в европейское сообщество кинокартин. В этом и был смысл реформы нашего кинематографа в 2011-м. Она заключалась в том, что кинематограф - это имиджевый проект государства, это его визитная карточка и это самый простой способ донесения информации об Украине за пределами страны. И то, что сейчас украинско-российский фильм "Под электрическими облаками" отобран на конкурс в Берлине, подтверждает нашу правоту.
- Если фильм Германа-младшего победит в Берлине, будет правильным считать, что это и победа Украины тоже?
- Вы понимаете, в нынешней политической ситуации это палка о двух концах. Потому что с точки зрения творчества и возможности творческих людей работать вместе - это здорово. Но то, что сейчас мы имеем две воюющие территории, обязательно придаст фильму политический окрас. И в какую сторону СМИ повернут эту историю, никто не знает. Этот фильм чуть запоздал. Он должен был выйти раньше, до войны. Ибо что сейчас будет вокруг этого фильма - сложно даже предположить.