- Впечатлительных нет? Зайчиков сбиваем? - шутит водитель Сергей Баев. Мы несемся к Териберке, где снимался скандальный фильм. В "Левиафане" Звягинцева поселок превратился в город Прибрежный. Остальное все - как в кино. Ну почти все.
"Недалеко, километров сто", - говорит киношный Степаныч, приглашая главного героя с семьей на шашлыки. Вот и нам до поселка, где даже тысячи жителей нет, езды от Мурманска - 120 километров. Близко совсем. Дорога пустая, горизонта не видно. Сплошное снежное полотно. Вот и скалистые утесы, с этих суровых пейзажей начинается фильм. Прибыли.
По следам морского чудовища
Сергей Баев, согласившийся быть нашим провожатым, охотник. Про зайчиков он так пошутил: на дорогу и медведи выходят. Но нас-то один зверь интересует - Левиафан. Для съемок соорудили гигантский бутафорский остов морского чудовища. Туристы, прослышав о диковинке и думая, что скелет кита настоящий, еще летом ринулись в бухту губы Орловка за суперселфи. И на форумах раскричались: скелет пропал!
- Левиафа-ан, - задумчиво тянет Сергей. - Не видел, слышал, конечно, снимают. Но вот про скелет, который вы говорите, не знаю. Был - и сплыл.
В магазине очередь, хвост выходит на улицу. Стоят в основном мужики, румяные от мороза. Рядом с крыльцом припаркован снегоход - кто-то приехал за покупками. Услышав наши вопросы о скелете Левиафана, мужики задумываются. Крепко задумываются.
|
- Это где ж такое лежало? - уточняет один в ушанке. - На Орловке?
- А, так это аж за старой Териберкой, мы туда не ходим, - разводит руками другой в черном пуховике.
- Да чего там делать, там бухты мелкие, краба нет, - мужики с улыбками переглядываются.
- А пойдемте в библиотеку, - вдруг предлагает Сергей Баев.
И правда, там-то должны знать. Храм культуры, так сказать. По дороге встречаем стайку ребят с санками.
- Вам в Териберке нравится?
- Нравится.
- Помните, прошлым летом у вас кино снимали?
|
- Не помним.
- Останетесь здесь жить?
- Нет, - не задумываясь, отвечают те, что постарше. Младший прижимает к себе санки и осторожно молчит.
Подрастающее поколение Териберки любознательностью, как и старшее, не отличается. Про чудище морское дети первый раз слышат. Эх, молодежь! Да мы бы в их годы все косточки излазили.
- У нас свои остовы есть! - патриотично заявляет парнишка лет двенадцати.
Послевоенное наследие рыболовецких колхозов Гослова выброшено на берег. Эти ржавые баркасы тоже появляются в первых кадрах фильма.
Наконец библиотека.
- О! Уже январский номер пришел! - Сергей берет журнал "Русский охотничий". - А мне не принесли. Выписываю, - с улыбкой поясняет охотник.
На наш вопрос о пропавшем скелете стройная женщина в очках молча встает и уходит вглубь стеллажей. Неужели сейчас достанет из шкафа?
- Вот, - женщина возвращается и протягивает нам книгу. На обложке: "Борис Акунин. Левиафан".
|
- Нет, мы про фильм Звягинцева, декорации к нему у вас были.
- Конечно, я знала, что кино снимают, и очень хотелось мне посмотреть, но некогда, я же здесь одна - и библиотекарь, и заведующая. - Татьяна Нестерова будто извиняется. - Вы в администрацию сходите, там вам лучше подскажут.
А мы туда и идем. Это соседний подъезд. Библиотека, медпункт, полиция, мэрия находятся в одном здании - на первом этаже пятиэтажки.
Церковь ветром сдуло
Мэр Териберки Татьяна Трубилина, когда мы позвонили ей из Мурманска, поначалу накричала. Ругалась, правда, она без крепких выражений, как глава Прибрежного, которого играет актер Роман Мадянов.
- Одни гадости снимают, другие гадости пишут!
Но потом смилостивилась, даже терпеливо ждала нас в своем кабинете, пока мы блуждали по поселку в поисках Левиафана.
|
Кабинет мэра от киношного отличается разительно: ни пышности, ни размаха. Стены покрашены масляной краской. На ксероксе новогодние открытки. И портрета президента нет, как в фильме. Только прошлогодний календарь с котиком и агитплакат мурманского губернатора Марины Ковтун.
- Мы были бы рады, если ли бы что-то из декораций осталось. Но скелет увезли, дом разрушили, а церковь просто не выдержала нашего ветра, - грустит Татьяна Трубилина.
Дом главного героя для съемок был построен специально, развалины церкви, в которой собираются мальчишки, тоже. Сейчас этих декораций нет. Скелет Левиафана, по словам любителей экзотических снимков, был очень прочный, на металлическом каркасе, но собран из отдельных конструкций. То есть ветром его снести никак не могло. В продюсерском центре нам сказали, что его купил бизнесмен из Питера.
- Даже не видели, как увозили? - спрашиваем мэра. - Он же огромный - 20 метров в длину, больше двух в высоту - нельзя не заметить.
- Очень даже можно. Взяли и увезли, места там глухие, - говорит Трубилина про губу Орловка. Она опять обижается. Но уже через минуту благосклонно разрешает себя сфотографировать за рабочим столом.
- Знаете что, а пойдемте на улицу, - вдруг предлагает глава. - У елочки еще сфотографируемся. - Татьяна Сергеевна накидывает куртку из чернобурки, и мы выходим к елочке. - Только с этой стороны снимайте, там здание разрушено, - командует глава.
Эти дома с заколоченными окнами хорошо видны в "Левиафане", а еще огромная свалка за поселком. Сейчас мусор припорошен снегом, но меньше его не стало.
|
- Что делать с ней, не знаем, - расстраивается Трубилина, и тут же настораживается. - Опять вы про гадости спрашиваете. А у нас много хорошего. Котельную выкупили, водозабор. У нас тихо, хорошо.
- Так уж и тихо? Вон в Кировске главу администрации и зама прямо в кабинетах застрелили.
- Это когда было?! Шесть лет назад! - Трубилина аж поскальзывается. - В Кировске снимали тоже, вот и понеслось. Все из-за "Левиафана" этого!
- А вам фильм совсем-совсем не понравился?
- Ох, девчата, - вздыхает глава Териберки как-то тяжело. - Я ж его и не смотрела.
- Зачем же вы его везде ругаете?
- Да вы почитайте, что про него пишут, как там нас изобразили: власть продажная, мужики пьют днем и ночью!
Татьяна Сергеевна снова начинает волноваться. Успокаиваем ее и обещаем обязательно почитать, что пишут про "Левиафана" и Териберку.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
В России разразился скандал вокруг фильма "Левиафан", получившего "Золотой глобус" как лучший зарубежный фильм. В Украине тут же подхватили волну обсуждения о "немытой России", которую очень ярко показал режиссер Андрей Звягинцев.
Любопытно, что до этого картина прошла по многим крупным кинофестивалям, но никто особенно не возмущался. Теперь же, когда "Левиафан" появился на пиратских сайтах и выиграл престижную награду, его, видимо, решили посмотреть многие российские деятели. И, наконец, высмотрели. О, ужас – Россия показана какой-то мрачной и страшной страной!