26 декабря
Загрузить еще

Кризис лепит моде новый образ

Кризис лепит моде новый образ
Фото: Детали украинской народной стилистики со временем станут менее заметными. Например, будет модной вышивка без контраста в тон ткани. А военная тематика останется актуальной, но в «замаскированном» виде. Фото: REUTERS

Неприличный курс доллара загнал моду в тупик: расходы дизайнеров и компаний растут, спрос на люксовые бренды падает, оборот и прибыль производителей одежды уменьшается. Равно как и покупательская способность населения. А в условиях, когда 60% украинцев намерены экономить на одежде и обуви (по итогам недавнего исследования компании Deloitte), выживут только самые сильные игроки модного сектора Украины. 

В женском  костюме появится плахта, в мужском - жилетки с вышивкой

Меняется и само отношение украинцев к понятию "мода" и "модно":

- Если раньше мы повально стремились подражать западным трендам, то сейчас в гардеробе практически каждого украинца появилась вышиванка, а главными женскими аксессуарами стали украинский венок и традиционные бусы с дукачами, - делится наблюдениями с "КП" глава Центра прогнозирования моды (podium-lex.com) Лиана Билякович. - Тяготение к национальным мотивам в одежде сохранится на длительный период. Правда, со временем украинская народная стилистика станет менее заметной. В виде еле заметных стилизованных элементов проникнет в повседневный и нарядный костюмы (вышивка без контраста в тон с тканью - белым по белому или желтым по белому - см. фото); в женском деловом дресс-коде появится плахта, а в мужском - кожаные вышитые жилетки, похожие на гуцульский киптар. 

На сезон весна-лето 2015-го аналитик моды прогнозирует бум на льняные и псевдодомотканые ткани в женских и мужских нарядах: "Это исконно украинское сырье, и чем грубее будет выглядеть фактура, тем актуальнее материал!" А украинским производителям мужских сорочек наш эксперт рекомендует начать работу над созданием деловой коллекции с элементами вышивки на видимых зонах (воротник, манжеты, зона застежки) и в первую очередь предложить ее… депутатам Верховной Рады Украины!

Военная тематика останется актуальной, но в "замаскированном" виде. Фото: Eastnews

Со стилем "милитари" нужно быть осторожным

- Несмотря на то что китайские компании упорно увеличивают выпуск неформальной камуфляжной одежды молодежного сегмента (даже с романтичной цветочной вышивкой) специально для украинского рынка, исследования показали, что это скорее отрицательная тенденция! Дело в том, что даже сам вид камуфляжа ассоциируется у наших соотечественников с болью утраты и войной, - говорит Лиана Николаевна. - "Милитари" будет актуален в смягченной форме: элементы военной униформы преобразуются в джинсовый стиль, в льняные и даже шелковые материалы цвета глины, весенней зелени, с орнаментами трипольской культуры. В этом стиле будут актуальны женские и мужские ранцы и плотные кожанные сумки, кожаные ремни с привесными емкостями, устойчивая обувь на шнуровке из кожи, замши и сукна. 

Лиана БИЛЯКОВИЧ, профессор дизайна одежды Киевского национального университета культуры и искусств, глава Центра прогнозирования моды

КАК ВЫЖИВАЮТ УКРАИНСКИЕ ДИЗАЙНЕРЫ 

Ищут в Европе фабрики со скидками и устраивают распродажи

- Ситуация с ростом курса валюты очень сильно отражается на закупке материалов, фурнитуры и ткани, ведь зачастую это импорт из Италии, - рассказали нам Наталья Каменская и Олеся Кононова. - В итоге себестоимость изделий выросла вдвое. Для увеличения продаж в кризисное время мы активно развиваем байерские продажи, расширяя список магазинов, где представлен наш бренд. А для стимулирования продаж в шоу-руме проводим сезонные распродажи и однодневные акции.

Если у отечественного дизайнера нет точек сбыта за границей, а основной товарооборот происходит в Украине - считайте, что мы теряем этого дизайнера. В этом уверена Юлия Айсина, которая так объясняет сегодняшнюю ситуацию:

- Украинские клиенты чуть ли не вдвое уменьшили портфель заказов, и основную прибыль мне приносят сейчас продажи коллекций в ОАЭ - там очень любят пафосные шикарные платья, которые я произвожу. А чтобы хоть как-то привлечь отечественного покупателя, мы на месяц раньше объявили сезонную распродажу. А еще мы резко сократили закупку тканей. Спасибо итальянским и французским фабрикам - они жалеют украинских дизайнеров и делают нам скидки, а также позволили делать минимальный заказ от 10 метров ткани (раньше заказы стартовали только от 50 метров). 

Работают на остатках материалов и осваивают режиссуру

- Этот кризис переживут далеко не все дизайнеры и бренды: мелкие игроки уже в следующем году уйдут с рынка. Выживут те, у кого есть имя и стабильные клиенты, - говорит Алексей Залевский. - Лично я ничего не делаю, чтобы "кризис побороть" - разве новые ткани перестал закупать. Курс вырос безвозвратно. Нужные материалы в Украине не производят, и приходится тратить на них вдвое больше средств. Тем не менее переклеивать ценники на вещи бренда "ZALEVSKIY" мы не стали - чтобы хоть как-то стабилизировать ситуацию с покупателями. А покупателей, если быть честным, практически нет… Во время Майдана и пару месяцев после революции не было вообще ни одного покупателя, и только с сентября у нас потихонечку начали появляться заказы. Сейчас моя команда работает на остатках материалов, экономить пытаемся на всем. Парадокс, но в кризисные времена я стараюсь делать веселые коллекции - чтобы вселить надежду, показать хотя бы в цвете: жизнь продолжается! Параллельно осваиваю сферу режиссуры - этой весной, дай бог, в Украине состоится премьера моего первого фильма Z JOKE.

Обшивают пышнотелых дам и закупают более дешевые ткани

- С большим сожалением констатирую, что мы уже сейчас наблюдаем массовый отток клиентов среднего класса, которые раньше активно покупали брендовые вещи, - рассказал нам Андре Тан. - Даже с учетом этого факта нам пришлось поднять цены на 20%. А поскольку гривна обесценилась вдвое, цифра эта очень щадящая и продиктована лишь тем, что привозим ткани из Италии и Турции за доллары и евро.

Когда я выпускал коллекцию школьной формы и форму для авиакомпании, попытался закупить сырье в Украине и пожалел - фабрики не смогли предоставить ткани должного качества, а ходить в грубом колючем сукне я не позволю своим клиентам.

Как бы то ни было, сейчас появился шикарный плацдарм для ускорения темпов производства внутри страны - дизайнерам грех им не воспользоваться! Люди охотнее поддержат отечественного производителя, если тот будет продавать вещи по цене, которая ниже цен на "китайский ширпотреб".

Конечно, приходится сейчас внедрять антикризисные методы. Во-первых, я расширил линейку размеров - теперь бренд Andre Tan доступен и для дам с пышными формами. Во-вторых, ткани для платьев удешевил, а для верхней одежды - удорожил. И тут все просто: то же пальто покупают не на год, как раньше, а на три-четыре, и мы закупаем материал, который можно носить "практически вечно". 

Новости по теме: Мода