18 декабря
Загрузить еще

Бей белых, пока не покраснеют

Бей белых, пока не покраснеют
Фото: «Оцеола» - единственный фильм, в котором Гойко Митич не скакал на мустанге с воздетым над головой винчестером. Фото: ARCHIV

У рожденных в СССР не было загранпаспортов, зато была своя заграница. Там шлялись по трущобам генералы песчаных карьеров и бил влет муху Лимонадный Джо, там "играл на электричестве" танцор диско и бегал по глобусу "кот отважный, кот бесстрашный в модных сапогах". Там грозили миру злая итальянская мафия, злые японские путчисты, пираты Тихого океана и грязные койоты германско-демократических прерий.

С этой субботы ретрогид Денис ГОРЕЛОВ начнет свое еженедельное турне по фильмам, которых не сыскать ни в одном киносправочнике. И всякий, кто помнит словосочетание "Вожди Атлантиды", а лучшим итальянским артистом считает Адриано Челентано, найдет в этом уголке отдых израненному переменами сердцу. 

"Оцеола"

Выход - 1971 год, прокат в СССР - 1973 год.

ГДР - Болгария - Куба.

Режиссер:  Конрад Петцольд. В ролях:  Гойко Митич, Хорст Шульце, Юрие Дарие, Карен Уговски.

Племя флоридских индейцев семинолов ассимилирует беглых негров, нюхает магнолию и не хочет переселяться в Арканзас. Белые начинают войну с красно-коричневыми. Цветное сопротивление уходит в джунгли. 

Среди фильмов производства ДЕФА "Оцеола" стоит особняком. В нем ни разу не звучат слова "земля предков", бледнолицые дьяволы не рушат вигвамы с беззащитными женщинами и детьми, а воинов Скалистых гор не зовут Гордая Косуля и Вонючий Опоссум. Гойко Митич за весь фильм ни разу не бьет себя в грудь и не скачет на врага с воздетым над головой винчестером. Просто в этот раз обошлось без Карла Мая, по мотивам которого (без ссылки) поставлены почти все остальные фильмы серии.

Май был довольно посредственным беллетристом, знавшим про индейцев только то, что у них штаны с бахромой, и описывавшим эту бахрому производительнее Юлиана Семенова (что в принципе невозможно). Ему мы и обязаны всеми "топорами войны", "краснокожими братьями", "песнями перьев" и "огненной водой", а также восемьюдесятью семью томами литературного наследия. История же Второй семинольской войны 1835 г., легшая в основу "Оцеолы", была скрупулезно описана куда более искусным сочинителем Томасом Майн Ридом - к сожалению, мало известным за пределами восточного блока (это было первым потрясением Набокова в США: никто не слыхал о Майн Риде; про Мая там, конечно, тоже не знали, но и поделом).

У нас принято считать, что индейцы водятся в Юте - Манитобе - Висконсине, не восточнее Великих Озер,  в то время как семинолы обитали в самых что ни на есть тропиках рабовладельческой Флориды. Каким это ни покажется диким, семинолы и впрямь брали в племя беглых негров, носили страусовые перья вместо орлиных и практиковали земледелие - отбивая у экспансионистов последний козырь, что индейцы-де лентяи-охотники и нечего им делать на плодородной почве. Они единственные не подписали с федеральным правительством договор о выселении, а при попытке "раскулачки" подняли одну из самых кровопролитных индейских войн века, стоившую федералам полутора тысяч убитых. На Юге жвачных и малоподвижных бизонов не было, нарезной ствол имел каждый, а джунгли и болота служили идеальным ландшафтом для герильи. "Понюхать Сайгона" армии США впервые довелось у себя дома аж за 130 лет до вьетнамской интервенции.

Довольно стандартизованная мифология фронтира расцветает здесь чудным разнообразием. Когда Оцеола в дельте, как Самсон, рвет пасть аллигатору, когда фраза "Тапер, жги!" адресуется не мятой личности в котелке, а целому негритянскому бэнду, когда вождь, прикрывая переправу, подрывает коптилкой пороховой погреб двухпалубного парохода с гребным колесом - индейская тема растет в цене на глазах. А чересчур картинные диалоги легко дезавуируются обычным для нас переводом цветного фильма в ч/б: он сразу становится чуть старомодным, а прямолинейность конфликтов - простительной.

Негр-шериф уже фигурировал в фильмах Джона Форда и Мела Брукса. До негра - вождя индейцев кинематограф так и не дорос. Меж тем, по словам Майн Рида, среди полусотни семинольских вождей был не просто негр, а еще и по имени Абрам. Но это уже было таким дистиллированным безумием, что студия ДЕФА утаила факт от человечества. 

Новости по теме: Кино ретро