Германия, весна 1945 года, по стране едут американские танковые колонны. Командир экипажа одного из танков, прозванного Fury ("Ярость"), прекрасно говорит по-немецки и исступленно ненавидит немцев: фильм начинается со сцены, где он убивает фашиста путем втыкания ножа в оба глаза. Команда у него вполне крепкая, но одного парня только что убили. Вместо него присылают юнца-писаря, который обучен только тому, чтобы печатать на машинке со скоростью 60 слов в минуту, и совершенно не представляет себе, как можно убить живого человека. Но он многому научится. Стрелять в эсэсовцев, вопящих "Пощадите", размахивая фотокарточками жены и детей. Ездить на танке по трупам фашистов. Заниматься сексом с немецкими девушками, не спрашивая у них разрешения. Такой вот курс молодого бойца.
Фильм Дэвида Эйра "Ярость" всю дорогу прикидывается отчаянно суровой военной драмой, Эйр как бы стремится показать войну во всем ее беспросветном ужасе. Вместе с тем это, конечно, совершенно развлекательное кино, крепко сшитое и круто сваренное, ловкая страшная сказка, которая активно чешет зрителю все нервные окончания, до которых может добраться.
Командира экипажа играет Брэд Питт, и для него это в какой-то степени повторение роли Альдо Рейна из "Бесславных ублюдков" - но на этот раз безо всякой легкомысленности, абсолютно всерьез (полтора года назад он примерно с той же серьезностью уничтожал зомби в "Мировой войне Z"). Питт делает настолько мрачное и злое лицо, насколько умеет, ставит на место озверевших в театре военных действий товарищей и заодно наставляет юного солдатика-писаря.
Надо сказать, изображающий его Логан Лерман, малоприятная звезда "Перси Джексона" и "Трех мушкетеров", в которых он ужасно играл д’Артаньяна, вдруг обнаруживает в себе актерский потенциал и все, что от него требуется, выполняет превосходно. Вообще с актерскими работами здесь все отлично - взять хотя бы Шаю ЛаБефа в роли убежденного христианина, вынужденного десятками убивать людей: ничто в этом усатом и нервном персонаже не выдает юношу из "Трансформеров", от которого ЛаБеф всеми силами старался откреститься и наконец открестился.
Но все же, возвращаясь к тарантиновским "Бесславным ублюдкам". Когда они вышли пять лет назад, некоторые особо щепетильные критики начали возмущаться: да как же можно снимать комедию о войне. Почти с интонацией Броневого в "Мюнхгаузене" они восклицали: "Война - это... война!" Даже трудно представить, что эти критики скажут о "Ярости" - виртуозной имитации военной трагедии. С другой стороны, та война давно кончилась, а люди так устроены, что не могут долго относиться с религиозным почтением к битвам, завершившимся за много десятилетий до их рождения. Если вы хотите просто приятно провести два часа в кинотеатре и, выходя, вздохнуть: "Война - это... война!", то лучшего кинофильма вам не найти.
ИЗ ПЕРВЫХ УСТ!
Оператор Роман ВАСЬЯНОВ: Я попытался соединить советское кино с американским
|
"Ярость" снята оператором, который после "Стиляг" работает в Голливуде.
24 октября ему стукнуло 34 года. Корреспондент "КП" поздравил Романа и расспросил о том, как шла работа над картиной.
Два или три года назад я ходил на разные интервью в Америке, - рассказал Роман Васьянов. - В частности, к Дэвиду Эйру: он искал оператора для своего фильма End of Watch, который у нас назвали "Патруль". Я уже уехал из Америки, и как-то ночью у меня раздался звонок: это был Дэвид, он сказал, чтобы я приезжал и снимал его фильм. Прошло полтора года, мы уже сняли наш второй фильм, "Ярость", сейчас готовим третий - блокбастер с большими звездами, только пока засекреченный.
Как я попал в Америку? Снял фильм "Стиляги" и еще один маленький рекламный фильм для компании Philips, который выиграл каннского "Льва". Для меня работа в Голливуде - просто продолжение карьеры. Это очень технологичное, интересное для меня как для оператора-постановщика место.
Я показал Дэвиду три советских фильма: "Иди и смотри", "Проверка на дорогах" и "Мой друг Иван Лапшин". Одновременно мы смотрели очень много классических американских фильмов про войну. И попытались соединить в "Ярости" все лучшее, что есть в советском кино и в американском. Советское кино - это, скажем так, история про человеческие взаимоотношения, про сильные характеры, про замечательную игру актеров. А в американском кино сумасшедшие батальные сцены, спецэффекты, то, что может не отпускать два с половиной часа.
Мы снимали битву с единственным оставшимся в мире настоящим немецким танком "Тигр". Его англичане перевезли из Северной Африки в музей, и только ради нашего фильма вывезли на специальное поле. И когда этот танк вдруг завелся, приехали люди со всего мира смотреть, как он работает. Это же танк 1945 года! Приехал Питер Джексон, режиссер "Властелина колец" и "Хоббита", он фанат военной техники.
Брэд Питт? Отлично мне с ним работалось. Он же киноман, а не просто актер - и он очень открывается, когда видит, что вокруг него люди, которые кино тоже очень любят.