Нонна Викторовна была необыкновенным рассказчиком. В газетные интервью входило далеко не все, что она рассказывала, о чем размышляла вслух. Да и то приходилось ужимать, чтобы вместить как можно больше интересных фактов и мыслей. Многое оставалось на магнитофонных пленках, в расшифровках, записках. От этого, естественно, и несколько искажались живые интонации речи. А иногда она сама просила поправить, смягчить текст, если в живом разговоре вырывалось жесткое словцо, а обижать она никого не хотела!
В этих выдержках она такая, какая была...
«Надо знать группу крови героя»
- ...Нонна Викторовна, люди вам не докучают? Мы стояли в очереди за дынями, женщины переговаривались: вот окна Мордюковой - хоть бы выглянула, мы посмотрели бы!
- Были такие позывы, но я не высовывалась. Я дома, нечесаная, буду - здравствуйте! Тут и так: интервью берут - первым делом надо же квартиру привести в порядок. Это тяжелое дело. А когда уже сели - разговариваешь, то там уже пошло... Люди привыкают - они знают, что меня тут не увидят, и не ходят сюда.
Вчера я чуть не умерла от Хворостовского. (Смотрела концерт по телевидению. - Авт.) Он просто живой - он был у нас в комнате вчера. Он живой, он гений, ничего не скажешь.
А остальные - на уровне моды.
...«Молодую гвардию» (имеются в виду и фильм, и роман Александра Фадеева. - Авт.) стали хулить, забывать. Что только не выдумывают о Фадееве! А он поехал в Краснодон по горячим следам.
Были организации (имеются в виду подпольные организации советских людей, боровшихся с фашистами на оккупированных территориях, в том числе и в Краснодоне. - Авт.) и посильнее, и сделали побольше. Он (Фадеев. - Авт.) взял первых попавшихся: какие молодые! Хотел узнать, какая у них группа крови. Что это за форма человеческая... А они необходимы для переучивания молодежи - да и посмотрят, да и поплачут, да и мурашки по спине побегут, да и влюбятся в этих героев.
...Режиссеры скурвились. Что ни снимают - обязательно с сексом. Сами не ценим свое. Вот чужое - это да, а свое - так себе. «Возвращение» Звягинцева - свое о своем. Он не пытался делать кино для них, делал свое. Но... Некем подпереть. Такое впечатление, что пришли случайные люди в кино.
Деньги ворочаются, доллары ворочаются...
Студенты - бегают какие-то мальчики и девочки в коротких юбках - и у них одни доллары в глазах. Они думают о деньгах - как бы побольше заработать. Рвутся в Голливуд, пытаются делать кино для американцев. Это неправильно. Нужно делать про себя для себя.
Идея должна быть - тогда играешь.
«Я не заводила романы с женатыми мужчинами»
|
- Вы снимались с такими партнерами, как Рыбников, Ульянов... Зрители вас не соединяли в любовную пару? На встречах задавали вопросы по этому поводу?
- Задавали. Я отвечала правду: что Рыбников очень любит свою жену Аллу Ларионову и что он ее любил со студенческой скамьи, что у них очень хорошая семья.
- А выпивка характерна для артистической среды?
- Да это вся страна выпивала. Мы все равны - такой же процентаж пьющих и непьющих. Уверяю вас, что пьяниц одинаковое количество.
- То есть это еще один миф - о повальном пьянстве среди артистов?
- Да.
- А у народа представление - пьют и крутят романы.
- Это трудно объяснить, но, играя искренне, актеры почти всегда балансируют на грани влюбленности друг в друга. Почти всегда. Это очень близко ко греху.
Но закончилась съемка - и до свидания. А бывает такая сила накала чувств, как сейчас у Домогарова и Марины Александровой, - приводит к невозможности не жить вместе.
- И как не поверить в роман артистов, если видишь в фильме, например, как Ульянов смотрит в кадре на Мордюкову...
- Ну, и приходилось разъяснять, что у него жена - актриса Алла Парфаньяк. В юности он был влюблен в Дину Дурбин. А встретил Аллу - очень красива была и смахивала на Дину - и забыл про Америку.
- У вас в фильмах мало сцен близких контактов с партнером - объятий, поцелуев...
- Это было немодно. Это было стыдно, неинтересно, не заведено. Никогда. Я себе и представить не могла... И не предлагалось такое. В картине «Отчий дом» снималась с Валькой Зубковым, и вот они (герои. - Авт.) должны были поцеловаться. И вот он ее тянет, тянет к себе - и вот уже губы к губам - и все, камера поехала. А мы и не приучены были, не претендовали.
- А если бы режиссер потребовал? Сейчас актрисы раскрепощенные...
- Я бы не поцеловалась с актером. Здесь (на съемочной площадке. - Авт.) сто человек народу, и при них... Поцелуй - это интимная вещь.
|
- А вы сами - как в школе мы влюбляемся в учителя - влюблялись в режиссеров?
- Было, было, все это было, но разум-то есть! Мы же понимаем, что есть дети, жена, да и зачем это? Близкие отношения? А дальше что? Вот никогда у меня ни одного романа не было с женатым мужчиной. Женатый человек для меня был не мужчина. У меня ни перед одной женщиной нет такого состояния, чтобы я не могла ей в глаза посмотреть... Нет. Только с холостяками... Да и мало было у меня романов. Могло быть и больше. Но я могла только по высокой любви, по духовному. Это обязательно для меня - духовность.
«Нужно быть адвокатом своей роли»
- Что бы вы принципиально не стали играть? Например, роль бандитки.
- Когда читаю сценарий, уже есть отторжение или нет отторжения. Даже, играя бандитку, ищешь яростно оправдание ей, чтобы она все равно имела что-то положительное. А просто бандитку играть, чтобы она людей вешала, - это неинтересно. Это не моя стихия. Это не искусство. Патология.
Когда у нас актер играет Гитлера, он через себя по каждому капилляру пропустит. Все слабые черты Гитлера, все сделает своим, репетирует походку, все сделает. Обязательно нужно быть адвокатом своей роли, иначе ты ее не сыграешь. А некоторые от азарта, от профессии берут материал с большим любопытством. Это же интересно.
Самая трудная роль по вживанию, по пропусканию...
- Насколько образ, который складывается у зрителей, соответствует вашему истинному характеру? На экране сильная, боевая женщина. А в жизни?
- У всех складывается такое мнение, что я силач по жизни. Я с ними соглашаюсь, глядя в зеркало, да, я не могу играть Дюймовочку. Внешние данные - начало начал.
|
|
|
* * *
- А на самом деле плакать в жизни приходилось?
- Плачу, как все плачут. Маму вспомнишь - слеза вот здесь. Вот на кладбище пойду к сыну...
- Он где похоронен?
- На Кунцевском. Я хожу свободно. Мы с сестрой - там муж ее похоронен. Там и для меня место есть.
- Ой, не торопитесь.
- Я не тороплюсь, но место есть, волноваться не надо... Плачу, как все, - одинаково. Мы две сестры - она художник (про Наталью Викторовну. - Авт.), а я актриса. Она заплачет нескоро. А у меня здесь искра. Она более мужественная. А я терпеливая, но не мужественная.
|
КСТАТИ
В школе Мордюкова писала письмо Сталину
С просьбой освободить одноклассниц от уроков химии, математики и физики
О смерти актрисы в ее родном городе Ейске узнали раньше всех. Спустя несколько часов после трагедии своему земляку, писателю Евгению КОТЕНКО, позвонили родные Мордюковой. И практически сразу было решено, что на похороны полетит делегация ейчан, а сегодня в городе пройдет митинг в память о знаменитой землячке, покажут бесплатно фильмы с ее участием. Весь город тяжело переживает смерть любимой актрисы.
- Актерское будущее Мордюковой напророчили еще школьные учителя, - вспоминает Котенко. - Нонна пришла в ту самую ейскую школу, которую несколькими годами ранее окончил Сергей Бондарчук. Будучи тем еще сорванцом, Нонна постоянно слышала от учителей о каком-то прежнем ученике. «Смотри, Нонка, будешь, как Бондарчук». И как в воду глядели. Кроме того, будущая актриса ненавидела точные науки. Учась в средней школе, она даже подбила одноклассниц написать письмо товарищу Сталину, в котором просили «освободить девочек ейской школы от математики, физики и химии»... Письмо отправили. Никаких последствий не было. В те времена это было настоящее чудо. Как и то, что, несмотря на восемь троек в аттестате, Мордюкову взяли во ВГИК с первого раза.
- Она читала единственное, что знала, - монолог Фамусова из «Горя от ума», тогда члены комиссии попросили интересные случаи из жизни, - рассказывает Евгений Котенко. - И Нонна начала рассказывать байки, да так задорно, что профессура ухохатывалась и сразу же решила взять девочку в институт.
Во ВГИКе Нонна была круглой отличницей по актерскому мастерству и двоечницей по общим предметам, ее даже хотели отчислить, но потом решили, что девочка - прирожденная актриса, и не стали обращать внимания на «неуды».
ИЗ ДОСЬЕ «КП»
Британцы включили ее в десятку выдающихся актрис XX века
Нонна Мордюкова родилась 25 ноября 1925 года в станице Константиновской. В 1946 году она поступила во ВГИК, и уже во время учебы там ее отобрал режиссер Сергей Герасимов на роль Ульяны Громовой в экранизации «Молодой гвардии» (1948).
После окончания ВГИКа в 1950 году стала актрисой Театра-студии киноактера.
Всего на ее счету более 60 фильмов.
Мордюкова - лауреат Государственной премии СССР (1949, за роль Ульяны Громовой в фильме «Молодая гвардия»), лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1973, за роли в фильмах «Журавушка», «Председатель» и др.), народная артистка СССР, награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени.
Редакционным советом британской энциклопедии Who is who Нонна Мордюкова включена в десятку выдающихся актрис XX века.
|
Была замужем за Вячеславом Тихоновым. Их сын Владимир родился в 1948 году. Он пошел по стопам своих знаменитых родителей и стал актером, окончив Щукинское театральное училище. Сыграл вместе с матерью в двух фильмах: «Журавушка» (1968) и «Русское поле» (1971). Всего же Владимир успел сняться в двенадцати картинах, самая известная из которых - «Версия полковника Зорина» (1978). Еще в десятом классе Владимир пристрастился к алкоголю и наркотикам, хотел завязать с ними в армии, но не получилось. Мордюкова всячески пыталась спасти сына, как и две его жены - актриса Наталья Варлей и балерина Наталья Тихонова. Владимир умер в 1990 году, так и не избавившись от этой пагубной привычки.