Актер, режиссер, сценарист, продюсер, дважды оскароносный 42-летний Бен Аффлек готовился к своей следующей режиссерской работе, когда у него возникла возможность сняться у легендарного Дэвида Финчера ("Бойцовский клуб", "Девушка с татуировкой дракона") в картине "Исчезнувшая", где показана загадочная и местами леденящая душу история на тему семейной жизни. Бену Аффлеку досталась масштабная, мощная по психологизму роль человека, которого весь мир подозревает в убийстве исчезнувшей жены. Бен отлично справился и теперь готов говорить о фильме часами, вырывая для этого тайм-ауты в съемках "Бэтмена и Супермена", где он сейчас играет главную роль.
"С Финчером я готов снимать хоть телефонную книгу!"
- Бен, фильм "Исчезнувшая" снят по одноименному роману молодой писательницы-журналистки Джиллиан Флинн. Вы его до съемок читали?
- Эта книга была бестселлером в Голливуде. Все ее читали и обсуждали. Когда я прочитал роман, то с ходу полюбил его. Я тогда подумал: "Это было бы трудно сделать в кино". И вот однажды в моем доме раздался звонок: Дэвид Финчер захотел встретиться со мной и обсудить новый фильм по этой книжке! Чего скрывать - я мечтал сняться у Финчера. Для меня это было как сбывшийся сон, как мечта на блюдечке.
- Какими были ваши первые впечатления о герое и сюжете фильма в целом?
- Я знал, что это будет очень сложная актерская роль. Для того чтобы зритель воспринял моего Ника и его историю, все должно быть сыграно изящно и тонко. Идея здесь в том, что вы можете изменить свое мнение об этом парне, пока история развивается. Ни Дэвид, ни я не хотели, чтобы сюжет выглядел нереалистичным, нам пришлось быть максимально внимательными к мелочам. А это сделать труднее всего. Мы должны были заставить зрителя колебаться между двумя мыслями: "может быть, он этого не делал" и "а может, это все-таки сделал он". Потому что если зритель просто бы ел попкорн, а не разрывался в предположениях, фильм бы не получится.
Возможно, с другим режиссером я не стал бы так напрягаться, но с Дэвидом я согласен был снимать хоть телефонную книгу!
- Как вы создали на экране такую тонкую связь с актрисой Розамунд Пайк (сыграла жену героя Бена Аффлека. – Авт.)? Ведь раньше вы не были даже знакомы.
- С Роз было сложно по многим причинам, в которые я не могу вас посвятить, не открывая деталей сценария. Прежде всего, потому что у нас не было времени на "фазу влюбленности", период съемок был такой короткий, что, можно сказать, мы стенографировали фильм. Кроме того, Роз как на экране, так и в жизни - человек очень загадочный и почти недоступный, что на самом деле хорошо.
|
"Сейчас многие СМИ не заботятся по поводу правды"
- Было ли сложно играть того, кто знает, что за ним наблюдают? (по сюжету герой Бена Аффлека становится объектом пристального внимания американского телевидения, папарацци. - Авт.).
- Что действительно сильно резонировало во мне в этом фильме, так это способ, которым СМИ навязывают простым людям определенные роли. Сегодня вы - "любящий муж", а завтра уже "муж-убийца". Или "скандальный предатель", или кто-то еще… И вы должны вести себя соответствующе. Поэтому когда мой герой не ведет себя как горюющий муж, хотя у него пропала жена, это возмущает людей, которые наблюдают за ним через СМИ.
К тому же супружеская жизнь - это постоянные ролевые игры. Вы ожидаете чего-то от кого-то. Кто-то ожидает чего-то от вас в супружеских отношениях: сознательная жена, послушный муж… И каждый раз, когда вы действуете вопреки ожиданиям своей половины, это вызывают проблемы.
- Существует довольно много СМИ, для которых трафик, рейтинги, тиражи являются более важным, чем правда...
- Некоторые СМИ, кажется, вообще не заботятся по поводу правды. Проблема же в том, что затем их "новости" используют другие более "ответственные" СМИ. В эпоху интернета стало очень легко решить вопрос со скоростью подачи новости путем "вырезать - вставить", вместо того чтобы остановить и задуматься: "Минуточку, это ведь не похоже на правду. Нужно все проверить, прежде чем об этом написать".
- Иногда заглядываешь на сайтах в раздел комментариев, и создается впечатление, что интернет просто населен огромным количеством злющих на жизнь персонажей.
- Это дикость! Я недавно просматривал что-то на своем iPhone, на странице YouTube, так там какие-то парни в комментах буквально сцепились вокруг того, что лучше: Android или iPhone. И это просто опустилось до Fuck you и "Я проткну твое сердце!". Я был в шоке, насколько человек может ненавидеть чужой телефон.
- Неужели мир стал настолько злым?
- Я думаю, что дело в самовыборе, потому что эти комментарии чаще всего пишут люди, склонные к агрессии. А вы воспринимаете это, как нечто показательное для всех людей. Но это не так. Я, например, лично не знаю никого, кто вступает в дебаты в интернете. Понимаете, что я имею в виду? Выглядит так, что все люди просто переполнены гневом, который они выражают на всем, что читают. А ведь зачастую в интернете нет поводов, которые бы стоили реальной ненависти и злобы. Зато истории, которые, возможно, могли заслужить такую реакцию, например, ситуация в Ираке сегодня, получают в Сети всего по шесть комментариев.
САМОАНАЛИЗ
"Режиссура сделала меня гораздо лучшим актером"
- Бен, о чем в первую очередь ваш фильм "Исчезнувшая"?
- Он, как и книга - о браке, но уже в версии Дэвида Финчера. Да, перекос в подаче брака на экране существует, но немного. Я думаю, что фильм о том, что в своих отношениях мы изначально носим маски, чтобы привлечь человека к себе в пару и быть привлекательным для него. Мы хотим вписаться в ожидания партнера, поэтому и играем несвойственные себе роли. А потом в браке наступает момент, когда маски срываются - и за закрытыми дверями все принимаются выяснять, кто есть кто на самом деле. И тут-то начинаются сюрпризы. Я думаю, что этот процесс является центральной темой, которая объединяет все другие темы и в книге, и в фильме.
- Как ваш собственный режиссерский опыт изменил вас как актера?
- Я думаю, что режиссура сделала меня гораздо лучшим актером. По-моему, любой актер, у которого есть даже мизерный шанс снять фильм, должен его использовать. Возможность сидеть в режиссерском кресле и управлять актерской игрой, возможность монтировать и резать отснятый материал - это чрезвычайно познавательно. По крайней мере они были для меня выгодными с точки зрения признания вещей, которые в кино работают, и вещей, которые не работают. Я понял, что можно снять целый дубль на одной эмоции, а второй дубль - на другой. В результате вы получаете две чистые эмоции и можете миксовать их вместе, в результате чего может получиться нечто действительно интересное. Этот опыт бесценен.
Редакция благодарит за помощь в подготовке интервью Ukrainian Film Distribution.