"Комсомолка" решила рассказать малоизвестные факты об этих фильмах и о жизни актеров, сыгравших главные роли.
"Он играл на пианино как бог!"
Если бы судьба распорядилась по-другому, Луи де Фюнес стал не актером, а выдающимся джазовым пианистом: все, кто его слышал в молодости, отмечали, что он был настоящим виртуозом. Именно в школе джаза де Фюнес встретился и со своей будущей женой Жанной, с которой прожил в браке четыре десятилетия. "Он играл на пианино как бог!" - вспоминала потом жена их первую встречу. Успеху способствовало и то, что он во время выступлений отчаянно гримасничал.
Жена стала его верной подругой и помогала ему решать все бытовые проблемы. Но в 1970 году де Фюнеса укусил в ребро бес: он познакомился с молодой красавицей Машей Беранже. Говорят, у них начался роман, о котором в конце концов стало известно его супруге - и она смирилась с таким поворотом событий. Но де Фюнес, убежденный католик, развестись с женой не мог и не хотел - семья была для него слишком важна. Подробности романа могла бы раскрыть Беранже. Но в 2009-м она унесла все подробности с собой в могилу.
|
Обида на Грейс Келли
До того как стать звездой, де Фюнес снялся примерно в ста (!) фильмах. У героев зачастую даже не было имен - в титрах их звали "Садовник", "Официант", "Врач", "Муж". Или не упоминали вообще. Прорыв случился в начале 60-х: де Фюнес сыграл в пьесе Клода Манье "Оскар" и проснулся знаменитым парижским театральным актером. Этот спектакль остался главным его сценическим успехом - его возобновляли четыре раза, в 1971-м по личной просьбе президента Жоржа Помпиду специально была осуществлена постановка в Елисейском дворце. Тогда же его звали в Монако играть "Оскара" перед принцем и принцессой, сулили любые деньги, но он отказался: не мог простить Грейс Келли, что на съемках "Разини" она проезжала мимо, вышла из машины, наблюдала, но "даже не поздоровалась"!
После парижской премьеры "Оскара" де Фюнеса стали приглашать на главные роли в кино. В 1964-м он параллельно сыграл в "Фантомасе" и "Жандарме из Сен-Тропе", а потом вышли "Разиня" и "Большая прогулка" - и де Фюнес стал самым кассовым актером Франции. А джаз он любил до конца жизни, но, став знаменитым, играл на рояле только дома. Перед публикой стеснялся, считая, что не добился совершенства.
Перфекционизм был одним из его пунктиков. Во время съемок фильма "Замороженный" его не устроили восемь(!) вариантов сценария, он рассорился с режиссером Эдуаром Молинаро и потребовал, чтобы все сцены с его участием были пересняты. В театре он во время спектакля порвал мениск, но настоял, чтобы к следующему представлению на сцене установили кровать, и, пока не поправился, играл, лежа на ней.
К слову, крепким здоровьем он вообще не отличался - в начале 1975 года перенес два инфаркта подряд и чудом выкарабкался. Заведующий отделением в больнице сообщил его жене, что она вот-вот станет вдовой. Но в результате от инфаркта через месяц скоропостижно скончался тот самый заведующий, а де Фюнес прожил еще восемь лет.
|
Как Фантомас не доехал до СССР
Предполагалось, что комиссара Жюва в фильмах о Фантомасе сыграет Бурвиль, который уже снимался с Жаном Маре в фильмах "Капитан" и "Горбун". Всех этот дуэт устраивал - но Бурвиль играть отказался, и режиссер Андре Юннебель позвал де Фюнеса, которого раньше снимал в небольших ролях.
Жан Маре, игравший одновременно журналиста Фандора и Фантомаса, не без основания считал, что партнер перетягивает одеяло на себя, что комиссар Жюв - куда более яркий персонаж, чем бравый Фандор. Изначально Маре получал за роль чуть ли не в два раза больше, чем де Фюнес. Но к третьему фильму, "Фантомас против Скотланд-Ярда", де Фюнес окончательно оттеснил его в тень и на экране, и в финансовых документах: теперь Жюв получал значительно больше Фандора. Последний, естественно, обижался. В общем, четвертую серию решили не снимать (ко всему прочему, Маре исполнилось уже 54 года, ему тяжело было выполнять трюки, надоела резиновая маска Фантомаса - и вообще кино). В какой-то момент пошли разговоры о том, что неплохо было бы снять фильм "Фантомас в CCCР" - логично, учитывая, что в Союзе картина собрала 45 миллионов зрителей и стала культурным феноменом, - но ничего не вышло.
О де Фюнесе Маре под конец жизни писал довольно неприятные вещи. А де Фюнес в кругу семьи пародировал его походку, которая, по словам комедианта, больше напоминала походку Мэрилин Монро, чем героя боевика.
|
Спасение от маньяка
Как и многие его герои, де Фюнес был человеком довольно мнительным. Когда его сыновья Оливье и Патрик были детьми, он с ужасом провожал их в школу: боялся, что мальчиков похитят, что они не выдержат тяжести рюкзаков и повредят спины... В 1969 году ему позвонили домой и сообщили, что он должен срочно заплатить пять миллионов франков - иначе пострадают его сыновья. Сыновья всерьез это не восприняли (они были уже взрослыми), а вот сам де Фюнес до смерти перепугался и позвонил в полицию. Шантажиста в конце концов поймали, посадили в тюрьму на несколько месяцев (а потом он предпринял попытку угона самолета и застрелил стюардессу).
Кроме маньяков, де Фюнеса преследовали поклонники и папарацци, от которых он укрывался в огромном замке де Клермон на реке Луаре. Там он изолировал себя от мира, по выражению одного из сыновей, запер себя в золотой клетке. Супермаркеты отныне он видел только по телевизору - и страшно удивлялся таким новшествам, как тележки для продуктов. Ел только в роскошных ресторанах - терпеть их не мог, но в заведениях попроще к нему приставали десятки зевак. "Как бы мне хотелось пообедать в простой пиццерии!" - говорил он в отчаянии. Если куда-то летел на самолете, непременно надевал в аэропорту черные очки и плащ - не задумывался, что тем самым только привлекает к себе лишнее внимание.
А в замке он предавался любимому занятию - садоводству, ухаживая, в частности, за 600 розовыми кустами. Вскоре после его смерти, в 1984 году, именем "Луи де Фюнес" был назван выведенный сорт оранжевой розы с крупными (13 см в диаметре) цветками, жизнестойкой и устойчивой к вредителям.