Загрузить еще

Морган Фримен: "Зачем мне играть Бога? Я и сам Бог!"

Морган Фримен:
Фото: В фильме «Люси» партнершей героя Фримена стала Скарлетт Йоханссон. Фото: kinopoisk.ru

В новой картине Люка Бессона "Люси" (еще идет в кинотеатрах Украины) в организм живущей на Тайване американской студентки (Скарлетт Йоханссон) попадает синтетический наркотик, который неожиданно резко повышает коэффициент использования мозга. Девушка становится супервумен, владеющей  телепатией и телекинезом, управляющей пространством и временем. Роль профессора, десятилетиями занимающегося изучением потенциальных возможностей человеческого мозга и пытающегося разобраться в  суперспособностях Люси, играет Морган Фримен - один из признанных патриархов Голливуда.

"Таким режиссерам, как Бессон, не отказывают"

- Только что вы отыграли в "Превосходстве", в котором главный герой, равно как и в "Люси", получает сверхспособности. Что заставило вас почти одновременно работать в двух настолько схожих историях?

- Бессон! Таким режиссерам не отказывают. Мы встретились - по его просьбе! - за ланчем, он мне рассказал сюжет, и я согласился немедленно. Между "Превосходством" и "Люси", несмотря на их кажущуюся близость, есть существенная разница. Доктор Уилл Кастер, сыгранный Джонни Деппом в "Превосходстве", стал суперличностью с помощью внешнего устройства, а Люси разбудила наркотиком свой собственный мозг. Есть теория, что человек использует его только на 10% процентов.

- Но есть и опровержение этой тео­рии...

- Есть, действительно. Но мы ведь не биологи и не физики, мы - артисты. Бессон пригласил меня как раз еще и потому, что, по его мнению, я могу придать фантастике достоверность.

- Ваши герои всегда очень убедительные и очень земные. Вызывает удивление ваша увлеченность научной фантастикой.

- Сердцу не прикажешь (улыбается). Самый первый фильм в моей жизни был именно фантастическим - "Кинг-Конг". Мне было девять лет, я был покорен мгновенно. Потом я повстречался с книгами Жюля Верна. Вы даже не представляете, что за мир открылся глазам черного мальчишки, вынужденного после ранней смерти отца кочевать по унылым городкам южного Миссисипи. А тут "Двадцать тысяч лье под водой", "Таинственный остров"! Другой мир, другие возможности. Вероятно, я стал актером, потому что был увлечен фантастикой и захотел жить в других мирах. Правда, сначала мне предлагались исключительно реалистические роли, но со временем я добился того, что стал работать и в любимом жанре.

- А если бы вы не стали актером, кем бы хотели быть?

- Я себя вне профессии как-то не представляю. Точно не хотел бы быть адвокатом, не хотел бы сидеть в конторе. В "Шофере мисс Дэйзи" я водил машину, но, после того как я в 2008 году слетел с шоссе, перевернулся и едва не погиб, прелесть шоферской профессии для меня померкла.

- А если учителем?

- Нет-нет, я хорошо могу ПРИТВОРЯТЬСЯ учителем, но быть... нет, не смогу. Пожалуй, я мог бы стать физиком, им требуется воображение, а оно у меня есть в более чем достаточном количестве. Я сейчас веду на телевидении цикл научно-популярных передач о возможной множественности миров, о единстве пространства и времени, о струнной теории Вселенной, и в связи с этим циклом мне приходится встречаться с физиками - захватывающие вещи они высказывают! Вот, кстати, вторая причина, по которой я согласился работать в "Люси" - Бессон не снимает заурядные триллеры или заурядную фантастику, его фильмы исключительно умны. Люк мастерски использует главную прелесть фантастики - отсутствие ограничений.

"Секретарша Манделы приняла меня за него"

- Каждый ваш герой отличается невероятной проницательностью, мудростью. Вы считаете себя мудрым?

- Я вообще не имею ни малейшего понятия о том, что такое мудрость. Каковы ее параметры, как ее измерить? Если это свойство мозга, то почему оно появляется с такими малоприятными спутниками, как возрастная слабость и болезни? Я про себя знаю, что я умен, потому что в нашей замечательной индустрии глупые люди не выживают. Сейчас к уму прибавился опыт, а где здесь место для мудрости, не знаю.

- Как же вам в таком случае удалось сыграть в драме Клинта Иствуда "Непокоренный" одного из мудрейших людей нашего времени - Нельсона Манделу?

- Я сыграл одного из величайших людей нашего времени - так будет правильнее. И после того как прошел восторг от того, что Мандела сам попросил продюсеров взять на эту роль именно меня, после того как я успокоился и вернулся к трезвым рассуждениям, я подошел к этой роли чисто профессионально: мне нужно было научиться ходить, как он, научиться говорить, как он, научиться его жестам. Я не могу сыграть масштаб личности, он, этот масштаб, должен уже находиться в мозгу зрителя, я должен его оттуда вытащить, напомнить зрителю, кто перед ними. Над этим я и работал, и высшей похвалой для меня стал возглас секретарши Манделы Зелды, которая не видела меня, но услышала голос и удивилась. А что, мол, Нельсон делает здесь, когда он должен быть в Йоханнесбурге на совещании? Это была высшая похвала. А потом был еще один яркий момент - Мандела посмотрел готовый фильм, несколько минут молчал, а затем обронил: "Теперь меня, наверное, будут помнить". Представляете, человек перевернул страну, да что там страну - весь мир, и думает, что его будут помнить благодаря какому-то мотку пленки! Я долго не мог опомниться.

"Больше всего в жизни люблю секс"

- Пару раз вам даже довелось играть роль Бога...

- Зачем мне играть, я и есть Бог.

- Шутите?

- Нисколько! Если я сам определяю свои поступки и череда этих поступков образует мою судьбу, то кто я, по-вашему, если не Бог? Свой личный, нацеленный на одну лишь фигуру, но - Бог. И каждый, кто руководит своей жизнью, - Бог, и таким людям не нужен Высший Водитель, зачем он им? Я в связи с циклом телепередач, над которым работаю, постоянно задумываюсь о месте высшей силы во Вселенной. Вот-вот, кажется, набредаю на чудо, но приходит физик и объясняет, что никакого чуда нет, а есть, скажем, гравитационное взаимодействие. И вообще начиная с каких-то секунд после Большого взрыва все прекрасно и логично описывается теми же законами, которые действуют сейчас. И что число вот этих самых неизвестных секунд с ростом знаний постоянно сокращается.Так что получается, что для Бога остается все меньше места и ему некогда заниматься моей судьбой. Лучше уж я сам ею займусь, так будет вернее. Я сейчас снимаюсь с Дайан Китон в комедии "Жизнь сама по себе" - о супружеской паре, чья жизнь отягчена неумением отрешиться от прошлого. Мне очень нравится это название - "Жизнь сама по себе" - жизнь идет безо всякого вмешательства свыше, сама по себе.

- А что вы больше всего в жизни любите?

- А как вы думаете? (Улыбается.) Ну конечно, секс! Постоянно увлекаюсь красивыми женщинами, это меня очень вдохновляет, а о последствиях не задумываюсь...

- А что бы локальный Бог Морган Фримен посоветовал молодым?

- Не ждите - действуйте! Захотел - делай! А то ведь на ожидание вся жизнь уйдет.

- Ваши дети живут по этим правилам?

- Эх, ну разве они меня послушают... 

5 лучших фильмов Моргана Фримена: 

● "Робин Гуд: Принц воров" (1991)

● "Побег из Шоушенка" (1994)

● "Семь" (1995)

● "Малышка на миллион" (2004)

● "Непокоренный" (2009) 

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Морган Фримен родился 1 июня 1937 года в Мемфисе, штат Теннесси, в семье парикмахера и учительницы. Актерский дебют Моргана состоялся в девятилетнем возрасте в школьной постановке, а в 12 лет мальчик выиграл театральный конкурс и получил работу в местном радиошоу. После окончания школы Фримену предложили театральную стипендию в университете города Джексон, однако юноша предпочел службу в ВВС. И только вернувшись через 4 года на гражданку, Морган занялся актерством всерьез. После 20 с лишним лет успешной театральной карьеры артист прорвался на ведущие роли в большом кино - за работу в картине "Шофер мисс Дэйзи" (1989) Фримен был номинирован на "Оскар". Первым из темнокожих артистов сыграл президента США ("Столк­новение с бездной", 1998). Получил "Оскар" за фильм "Малышка на миллион" (2004). Был женат дважды. В первом браке родились двое сыновей - Альфонсо и Сэйфолайи, во втором - дочь Моргана. Также актер является приемным отцом Дины, дочери его второй жены от предыдущего брака. 

Новости по теме: Морган Фримен кинематограф