"НО Я ЖЕ ХОХОЛ!"
- Я родился в Украине, окончил восемь классов и собирался стать моряком, даже занимался парусным спортом. Но, как-то листая справочник, сказал, что в театральном училище, наверное, интересно. Это была шутка, но мама, ведомая каким-то своим чутьем, отдала мои документы в театральное училище в Днепропетровске. И тут меня, 15-летнего, осенило - это же общежитие и никакого контроля! Поступил, окончил и уехал работать в Херсон в театр кукол. Потом, отслужив в стройбате 2,5 года и перечитав там всего Шекспира и Толстого, поехал поступать в Москву. Тем более что вымахал и не помещался за ширму - работал c куклами на полусогнутых. Пришел, в общем, я в Щепкинское - и провалился с грохотом в одну секунду! Ужас, ноги тряслись. Два дня ходил и думал: ну как же так, я же артист, я все свежее читал?! А наша страна - это были 80-е - была тогда очень читающая. Если появлялся новый Айтматов или Распутин, все спрашивали друг друга: "Ты читал?" - как сейчас спрашивают: "Ты смотрел нового Звягинцева?" А потом мне будто в ухо кто-то шепнул: "А зачем ты фасонил, почему ты не прочел то, что любишь и знаешь?"
Через три дня я пошел в Щукинское уже с любимым Шукшиным - и прошел во второй тур. Мне говорят: сдавай документы. Но я же хохол! Побежал еще и в Школу-студию МХАТ, и в ГИТИС, везде прошел, а потом сдал документы в Школу-студию. Учился жадно, стал отличником с повышенной стипендией. После окончания Галина Волчек приняла меня в "Современник", где я и служу по сей день, снимаясь в кино в свободное от работы время.
"ДОСТОЕВСКИЙ - ЛУЧШИЙ СПУТНИК АКТЕРА"
- Надо влюбиться в Достоевского, для того чтобы правильно его читать. Он же до внутренностей в человеке прорывается! Он - как железо расплавленное. Достоевский - лучший спутник для актера. Памятный момент был, когда я при поступлении в "Современник" перед Волчек, Гафтом и Квашой читал 22-минутный монолог Мити Карамазова. Меня так поперло, что никто даже не остановил, как это обычно делают на длинных монологах.
Число фильмов, где сыграл актер, ничего существенного вам об этом актере не скажет.
Случай был такой на фильме "12": Михалков всем актерам сказал надеть костюмы, загримироваться, чтобы посмотреть, все ли как надо. А потом мы все впервые просто зашли в павильон, где должны проходить съемки. Кадр, когда мы входим и озираемся, не подозревая о том, что нас уже снимают, - и есть начало картины.
"ИДИТЕ В "МЫЛО"!"
- Я избалованный, у меня никогда не было простоя. Кроме того случая, когда я его сам себе устроил. Это было после роли в "Нежном возрасте" Соловьева. Позвонили "Дальнобойщики" - я говорю нет. "Любовь.ру" - я говорю нет. Прошли февраль, март, апрель, май... И мне тогда даже жена, помню, сказала: "А не занесло ли тебя?" В июне я поехал на "Кинотавр" и там познакомился с Месхиевым, который потом меня пригласил в картину "Механическая сюита". И снова пошел период хороших фильмов. Но я вам скажу, простои - это часть профессии... Идите в "мыло". Не относитесь к этому жанру с пренебрежением. И из "мыла" можно выскочить на хорошие фильмы.
Если мне предложат хорошую роль, я могу сильно изменить свой гонорар, снизить сумму. Другие актеры боятся - нельзя, мол, создавать прецедент. Но всегда лучше не произносить сумму гонорара первым - прикидывайся дурачком. Тебе, может, больше хотели предложить, а ты уже назвал цифры. А бесплатно я не снимаюсь из-за уважения к коллегам-актерам. Но у таких монстров, как Финчер, Гринуэй, Кубрик, - мог бы сняться задешево.