Поскольку занятия проходили накануне годовщины смерти Владимира Семеновича - ее близкого товарища по сцене и по жизни, мы, конечно, спросили актрису о нем.
- Есть ли ключевая вещь, дающая пропуск в самую сердцевину творчества Высоцкого?
- Какого-то петушиного слова, открывающего путь в поэзию Высоцкого, к пониманию и правильному прочтению его стихов, нет. Как и про любого поэта, надо знать его жизнь, знать, почему написано то или другое стихотворение, знать то время, потому что одно время наслаивается на другое... Когда начались репетиции "Гамлета" (легендарный спектакль Таганки с Высоцким в главной роли. - Ред.), Володя свой образ создавал, идя от себя самого - мальчик в джинсах и в свитере, для которого не было особенных мучений "быть или не быть". Спектакль, где главная тема - жизнь и смерть, у нас начинался с того, что выходили могильщики, рыли могилу, бросая настоящую землю на авансцене, откапывали череп... А поскольку все критики ходят только на премьеры, то это так и зафиксировалось в записках довольно крупных людей: "Высоцкий играл борца", "Гамлет-борец", "Гамлет, который ищет бури". Мы играли 10 лет этого "Гамлета". Я там соответственно Гертруду изображала и, конечно, отсмотрела все эти спектакли до единого. И вот что скажу: Володя к концу собственной жизни играл уже совершенно другим Гамлетом - мудрым и уставшим. Человеком, сознание которого изменила встреча с призраком, с иррациональным миром, где дьявол мог принять любимый образ. Помните - "может быть, лукавый расчел, как я устал и удручен, и пользуется этим мне на гибель"? А если есть дьявол, значит, есть и Бог! "Быть или не быть" наполнилось для самого Высоцкого великим страшным смыслом и неразрешимостью. И вот с этим он и закончил эту роль. А остался в истории театра все равно как Гамлет-борец, понимаете? Наша профессия - она ищущая.