21 ноября
Загрузить еще

Победитель Канн режиссер Мирослав Слабошпицкий: "Чтобы уговорить актрису на откровенные сцены, нужно легализовать обнаженку в ее сознании"

Победитель Канн режиссер Мирослав Слабошпицкий:
Фото: Фото: Олег ТЕРЕЩЕНКО

Едва вернувшись из Канн, Мирослав Слабошпицкий во время онлайн-конференции ответил на вопросы читателей "КП". (читайте Украинского режиссера отметили в Каннах)

- Мирослав, расскажите, как в Каннах принимали Украину?

 - Фильм восприняли очень хорошо. Это был самый ожидаемый фильм "Недели критики", и на премьеру была огромная очередь. Впрочем, в Каннах на все показы стоят очереди, потому что этот город - самое потрясающее место для кино. В Каннах кино - это что-то типа религии, там на самом деле возникает ощущение, что у людей других забот, кроме кино, нет.  

Еще до победы на "Неделе критики" "Племя" продали для проката в  четыре страны

- И ваша "тихая" драма про глухих подростков вписалась в этот мир кино.

- На самом деле, то что наше "Племя" понравилось, было понятно еще за два дня до официальной премьеры. На показах для баеров фильм тоже прошел с аншлагом, и оттуда был первый шум. Еще до победы на "Неделе критики" картина была продана для проката в  Данию, Нидерланды, Японию и Францию. А сейчас ведутся переговоры по США, Гонгконгу и Великобритании. Я думаю, картина выйдет в прокат по всему миру - это уже понятно.

- Вы не единожды побеждали на международных фестивалях. Наверное, знаете какой-то особый секрет, куда и когда какие заявки подавать. Или еще это называется "правильный нюх".

- Такие ситуации просчитать нельзя. Наверное, я ориентируюсь в кино, знаю, что и где происходит, приблизительно понимаю какие-то вещи. Кино - это такая же сложная профессия, как, например, вытачивание болтов, там есть много серьезных нюансов. Я стараюсь делать хорошо свою работу, пытаюсь заниматься только тем, что мне интересно, стараюсь ничего не делать только ради денег - может, в этом дело.  

- В фильме "Племя" все на языке жестов. А вы сами этот язык освоили? Как же обычному зрителю понять обычный фильм без слов и субтитров?

- А вы знаете, что глухие говорят на разных языках? Так что тут не только обычный зритель, даже глухие в других странах нас не поймут. Наша главная актриса Яна Новикова в Каннах говорила на русском жестовом языке, с ней был переводчик, который переводил ее на французский жестовый язык, а уже с него другой переводчик переводили на французский язык, а дальше еще один на английский. Для меня это был главный вызов, чтобы моя картина была понятна в любом уголке мира без субтитров, без закадрового голоса. В этом его новизна. 

- Говорят, для того чтобы собрать деньги на дорогу в Канны для вашей актрисы, вы  чуть ли не к президенту Беларуси обращались?

- До президента дело не дошло, мы это делали через Госкино, консульство и  т.д., закончилось все тем, что наш французский агент взял на себя все расходы по пребыванию Яны во Франции. Но мы надеемся, что белорусское государство оценит ее талант. Я надеюсь, что она будет гордостью белорусского народа. Яну уже пригласили на премьеру в Париж и в Токио, а в июне она уезжает в Россию на фестиваль  "Зеркало" им. Андрея Тарковского. 

- Рекламный буклет вашего фильма  украшен кадром, где герои занимаются сексом.  Это было смело…

- Да, один журналист назвал наш фильм "69-й неофициальной сексуальной позицией Каннского фестиваля". Конечно, мы выбирали не позу, а выразительные кадры. Я потом шутил, что народ придет посмотреть порнушку, а в фильме этого совсем не много и нас точно после этого побьют. По поводу этого кадра решение принимали дистрибьюторы при моем непротивлении. Представляете, когда  фильм отобрали в "Неделю критики", я дней пять не решался запостить эту ссылку у себя на Фейсбук, боялся, что меня забанят. Потом, когда увидел, что нашу позу 69 постят все, решился. 

- Что бы вы ни говорили, секс в фильме присутствует. Вопрос в другом, как вам удалось уломать непрофессиональную актрису сняться в столь откровенных сценах?

- Мы ее уговорили на все секс-сцены. Это была длительная работа. Нужно было легализовать обнаженку в ее сознании. У нас была по этому поводу стычка в первый съемочный день. Но больше всего нам помог в этом фильм "Жизнь Адель", который выиграл в прошлом году на Каннском фестивале. Яна влюбилась в Адель и посмотрела на вопрос обнаженки другими глазами. Она поняла, что это кино. Кстати, из всей съемочной группы одна лишь Яна была уверена, что мы поедем в Канны, и в итоге оказалась права. 

Для постера фильма "Племя" был выбран откровенный кадр, что придало его присутствию на фестивале налет скандальности. Но Каннам смелая откровенность украинского кино понравилась. Фото: kinopoisk_ru

- Ваш приз в 10 тысяч евро вы собираетесь потратить на съемки своего нового фильма о Чернобыле. Сценарий  уже есть?

- Мы разрабатываем сейчас сценарий, поэтому прежде-временно говорить о сюжете. Не совсем понятно пока, как и когда это будет, потому что не совсем ясно, что вообще происходит в украинском кино.  

- Что, государство в этом смысле подзависло?

- Именно подзависло, потому что нет главы Госкино, нет системы питчингов, а раньше они проходили два раза в год. Все упирается в финансирование. Я, наверное, буду прилагать все силы, чтобы снять фильм, но хочется, чтобы государство нам в этом все-таки помогло. 

- Где и когда можно будет посмотреть в Украине фильм "Племя"?

- С 11 сентября он выйдет в прокат во всех кинотеатрах страны. Хотя это, наверное, громко сказано: во всех кинотеатрах. Но тот, кто захочет, фильм увидит.  У "Племени" также вырисовывается хорошая фестивальная судьба.  До марта следующего года уже есть ряд приглашений от очень хороших и важных фестивалей. 

"Режиссура  дает замечательное ощущение полного контроля над жизнью"

- То есть пока все не утрясется, вы будете почивать на лаврах?

- Да нет, я не почиваю на лаврах, я пашу, как не знаю кто. Хотел выспаться после Канн - там мы спали по два часа в сутки, такой был страшный ритм, - так не дают. Вот сейчас я снимаюсь в кино, нужно ехать в Одессу на съемки фильма "Моя бабушка Фанни Каплан". Я играю в нем Дмитрия Ильича Ульянова, младшего брата Ленина и занимаюсь в кадре сексом с Фанни Каплан. Сексуальную сцену мы уже сняли, это было очень забавно.

- А в какой позе занимались сексом?

- Я предлагал режиссеру Алене Демьяненко, мол, давай мы снимемся в позе 69, потому что будет удобно монтировать по восьмерке: тут моя голова и ее две ноги, а там, соответственно, наоборот. Но Алена не согласилась. В результате была традиционная миссионерская поза, но все равно это было трогательно.

- А какой жанр у фильма "Моя бабушка Фанни Каплан"?

- Я, честно говоря, считаю, что это акунинщина, то есть некая фантазия,  интересная история. Но на самом деле вроде бы подтверждено, что Дмитрий Ульянов был знаком с Фанни Каплан, хотя роман между ними не доказан, но и не опровергнут никем. Я не играю там брата вождя мирового пролетариата, для меня это трогательная любовная история, в которой женщина-террористка разрывается между двумя очень разными мужчинами.

- А как попали в фильм? Просто потому, что вы знакомы с режиссером?

- У нас в кино все по блату и через постель, чтоб вы не сомневались (смеется).   Нет, на самом деле я заканчивал свой фильм, мне позвонила режиссер Алена Демьяненко - мы знакомы еще со времен института - и говорит: "Мирик, я хочу, чтобы ты снимался у нас в кино". Я пришел, на меня надели пенсне, сфотографировали и… утвердили на роль. Я сначала убеждал их, что они сумасшедшие, но затем подумал, что это в конце концов интересно - побыть актером. Потому что в кино я перепробовал все ипостаси, даже сумел побывать ассистентом оператора, но еще никогда не был звездой экрана. Быть актером совершенно шикарно, потому что когда ты режиссер -  у тебя в голове миллиард проблем: ты смотришь солнце, ты смотришь график, актеры капризничают, еще что-то, ну в общем кошмар. А здесь я пришел, вокруг меня бегают девушки - то воротничок поправят, то подпудрят, все с тобой носятся, и ты совершенно счастливый человек. Я подумал, что вообще не тем занимаюсь в этой жизни, но уже поздно.

- Не случится, что вам так понравится быть актером, что вы забросите режиссуру?

- Я не знаю, заброшу ли, потому что режиссура, кроме всех вышеперечисленных неприятных моментов, дает замечательное ощущение полного контроля над жизнью и над миром, что, конечно, является иллюзией, но это фантастическое удовольствие, которое превосходит все мыслимые удовольствия во много раз.