Рейтинги для телевидения - важнейшая вещь. Ведь именно отталкиваясь от них, каналы строят сетку телепрограмм, устанавливают цены на рекламу, конкурируют друг с другом. По сути, рейтинги - это показатель успешности, который объясняет, какой процент людей смотрят тот или иной канал, ту или иную телепередачу… Но кто и как их считает?
- Рейтинговые измерения - международная практика работы телевизионного рынка, - объясняет стратегический аналитик группы каналов "1+1 медиа" Николай Машталер. - В Украине пиплметрическая панель, которая поставляет рейтинги, запущена в 1998 году. Это общенациональное репрезентативное исследование, оператором которого сейчас выступает международная компания Nielsen. Кроме Украины, она измеряет телесмотрение еще в 35 странах мира, в том числе в США, Китае, Австралии, Польше, Швеции...
Как утверждают эксперты, с точки зрения социологии это исследование очень точное, так как в нем принимают участие люди из разных уголков страны, больших и малых городов, различные слои населения и возрастных категории (от 4 лет).
- На сегодня в исследовании задействованы 3740 украинских семей (всего - около 10 тысяч человек), - продолжает Николай Машталер. - С помощью специального оборудования (прибор называется пиплметр), подключенного ко всем телевизорам в домохозяйстве, исследование круглосуточно фиксирует ежесекундный телевизионный просмотр каждого члена семьи.
Дело в том, что к пиплметру прилагается особый пульт, на котором всему соответствует определенная кнопка. Например, если отец включает телевизор, он перед этим нажимает свою кнопку на спецпульте. Если с ним вместе перед экраном сидят другие члены семьи, они также нажимают свои кнопки. В итоге пиплметр определяет, когда и какую телепрограмму смотрел тот или иной член семьи.
Участников для этого исследования выбирают социологические службы, проводят с ними тренинги, поощряют подарками.
Так выглядит пиплметр (основной блок и пульт), с помощью которого считают предпочтения телезрителей.
КСТАТИ
Как изменилось телесмотрение в связи с событиями в стране
По данным стратегического аналитика группы каналов "1+1 медиа" Николая Машталера, основным отличием телесмотрения в этом году по сравнению с аналогичным периодом предыдущего является возросшая популярность информационных каналов в связи с событиями в стране. Также в дни накала событий значительно выросла популярность новостных выпусков на всех украинских каналах.
*Данные за первый квартал 2014 года компании Nielsen.
ТЕЛЕМАТЕМАТИКА
Как высчитывают долю и рейтинг на примере одной задачи
УСЛОВИЯ:
Население страны составляет 1000 человек. С 19.00 до 23.00 телевизор смотрели 250 человек, из них канал "1+1" - 50 человек.
НАЙТИ:
На телевидении существуют три основных медийных показателя:
1. Рейтинг аудитории (rat) - отношение количества зрителей канала или программы ко всем потенциальным зрителям (включая тех, у кого выключен телевизор).
2. Доля аудитории (shr) - отношение количества зрителей канала или программы к числу тех, кто в это время смотрел телевизор.
3. Уровень телесмотрения (tvr) - выраженное в процентах количество зрителей, которые в данное время смотрят телевизор.
РЕШЕНИЕ:
1. rat=50:1000x100=5%
2. shr=50:250х100=20%
3. tvr=250:1000х100=25%