5 февраля
Загрузить еще

Армен Джигарханян: Никто не знает, о чем я плачу, когда стою на сцене

Армен Джигарханян: Никто не знает, о чем я плачу, когда стою на сцене

В следующем году Армену Джигарханяну исполнится 80 лет, но он из той категории людей, которые на покой точно не собираются. Армен Борисович активно снимается в кино, озвучивает анимационные фильмы и, конечно, руководит театром в Москве. 

Мы встретились с Джигарханяном в его кабинете в театре. "Заходи, моя девочка, присаживайся", - начал беседу он. "Если я сяду на этот диван, будет удобно?" - уточнила я. "Запомни одну важную вещь, - ответил он. - Как говорил великий человек Георгий Александрович Товстоногов: "Удобно - это парикмахерский термин". В жизни все неудобно! Если ты посмотришь внимательно, то увидишь, что все, что ты делаешь серьезно, совсем неудобно для тебя". 

РАЗРУШАЮЩЕЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ

- Армен Борисович, вот говорят, что театры сейчас переживают не лучшие времена, хотя при этом билеты стоят дорого. В чем причина?

- У нас есть разрушающее телевидение. Я бы даже не побоялся сказать: аморальное. Я не люблю его, потому что это дурной вкус, говорю тебе открытым текстом. Раньше я думал, что самое плохое на телевидении - это КВН, а теперь мне уже кажется, что они милые хорошие ребята. Они нарушили самый главный закон: а что именно мы играем? Жанр какой? Все стали артистами, не обладая талантом... Что вообще такое - телевидение? По сути, это информационный канал. Благодаря ему мы узнаем новости. Точнее, должны их узнавать. А во что сейчас превратилось ТВ? Гримируются, клеят бороды, поют под Кабалье. Это что? Зачем это все? Это хорошо на уровне студенческой вечеринки, капустника, когда какой-нибудь студент приклеил усы, надел костюм и поет. Но ты же пускаешь это на всю страну! И люди не понимают, насколько это опасно. Чем занимается религия? Дает человеку дух: не бойся, встань, пойди. И телевидение должно делать то же самое, и искусство. Но то, что сейчас мы видим на телеэкранах, очень далеко от этой истины. К счастью, хоть театр занимается своим делом. 

- Он воспитывает?

- Если вы ставите перед собой серьезные вопросы, единственное место, где можете попытаться найти ответ, - это театр. Мы заботимся о том, что играем. Иначе мы никогда не доберемся до истины. Мы просто будем забавными людьми, которые прыгают и радуются, но это будет далеко от реальной жизни. Театр должен говорить о том, что волнует людей. 

"В ИСКУССТВЕ Я ВСЕГДА ПРАВ"

- Вы ведь уже почти 60 лет играете в театре…

- В следующем году будет юбилей - я начинал в 1955-м. Отметим с тобой здесь - назюзюкаемся. (Улыбается.)

- И что изменилось за эти долгие годы?

- Жизнь. Я другой - и все другое.

- Вы говорили, что в вашей жизни все горести и радости были связаны с театром…

- Я имел в виду, что в театре отвожу душу. Потому что, когда мне трудно, я ищу ответы на сцене… Четыреста с лишним лет назад человек написал: "Быть или не быть?" И все эти годы человечество не может понять - так быть или не быть? Трудно... Вот для этого и есть искусство. Мы все время хотим понять, правильным ли путем мы идем.

- Говорят, что с годами жизнь идет быстрее. Ощущаете ее бег? 

- Нет, не ощущаю. Я занимаюсь делом, которое воистину очень люблю, - театром. И там я получаю то, ради чего я живу. У меня нет разочарования. Меня часто спрашивают: не надоело ли 60 лет жить в театре? Нет, это не может надоесть. Это физиология, абсолютная физиология. Организм отвечает на те потребности, которые есть. Вот у меня потребность играть в театре.

- Как вы реагируете на критику?

- Никак. Особенно в театре. Потому что кто-то из великих людей сказал: "В искусстве я всегда прав". Раньше была, конечно, обида: не похвалили, звания не дали... Это все было, но обида - это разрушительная вещь. Я должен сам пройти этот путь, решить, подумать и, может быть, уйти ни с чем. 

- Но зато вы много оставите после себя: театр, фильмы, роли…

- Я думаю, это ерунда собачья. Вот я выхожу на сцену - и зал замолкает, я держу паузу сколько хочу, а люди все равно молчат, они испугались. И после паузы я говорю залу ту истину, которую недавно обнаружил, узнал. Вот это для меня главное! Это половой акт чистой воды. Есть стремление: я это хочу - и я это получаю, завоевываю… А что потом? Удовольствие, потом удовлетворение, а после - опустошение. 

"ДО СИХ ПОР СКУЧАЮ ПО КОТУ"

- Вы говорили: "Все, что у меня есть в жизни, давалось мне нелегко". То есть вы не везунчик?

- Везунчик. У меня ноги и руки двигаются, хотя мне уже почти 80 лет, а это очень много! Значит, мне повезло.

- У вас бывает отпуск?

- Обязательно. И я очень люблю отпуска - чтобы полностью выключиться из московской жизни. Всегда уезжаю куда-нибудь, чтобы не видеть знакомые лица. Я должен продолжать удивляться. Для меня самым большим потрясением стала поездка на Ниагарский водопад.

- Успеваете соскучиться по любимому театру, родному кабинету?

- Конечно, потому что привык к ним. Мы всегда боимся потерять то, что хорошо и ценно для нас. Если кто-то появился в моей жизни, заменить его я уже не могу. Каждый нужен по-своему. Это касается даже животных. У меня 20 лет жил сиамский кот. Мудрец был необыкновенный! Мы его так и звали - Фил, Философ, потому что он любил посидеть и подумать о жизни. Сейчас его нет с нами, но я каждый день о нем вспоминаю.

50 ЛЕТ ЗА РУЛЕМ

- Вы как-то признавались, что являетесь заядлым автомобилистом. Сейчас еще водите машину?

- В Москве - да, а в отпуске машину обычно не беру. Я действительно люблю водить автомобиль, 50 лет уже за рулем - хороший стаж. Я разумный водитель, не лихач. Люди, которые быстро ездят, мне кажется, психически неуравновешенные. Я искренне не понимаю, зачем нужно подвергать себя такой опасности?

- Ради адреналина, например.

- Я каждый день выхожу на сцену - и там самый лучший, самый честный, самый дорогой адреналин. Он идет от зала. Такой воздух, ветер, энергия - не могу описать это словами. Вот, есть такое явление - радуга. Если мы будем разделять ее на составные части, разбирать по цветам, то получится уже не гармония, а КВН. 

- Вы занесены в Книгу рекордов Гиннесса как самый снимаемый актер. Для вас это повод гордиться собой?

- Я не видел этой книги. Да мне, если честно, это даже неинтересно. Мои роли - это моя жизнь, моя работа, мое разочарование. Одна большая биография. Ушли многие мои друзья, моей мамы уже нет много лет. И все это, конечно, повлияло на меня - я стал таким, какой есть. Никто не знает, о чем я плачу, когда стою на сцене или перед камерой. Страшнее то, что я сам не знаю. Ведь все это и называется "жизнь". 

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Армен Борисович ДЖИГАРХАНЯН родился 3 октября 1935 года в Ереване. Окончил Ереванский художественно-театральный институт. С 1955 года работал в Русском драматическом театре им. Станиславского в Ереване, в 1967 году по приглашению Анатолия Эфроса переехал в Москву. Сыграл более 50 ролей в спектаклях московских театров. В 1996 году основал Московский драматический театр под руководством Армена Джигарханяна. Занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый снимаемый актер (около 300 ролей в кино и телефильмах). Снялся в таких картинах, как "Здравствуйте, я ваша тетя!", "Собака на сене", "Место встречи изменить нельзя", "Тегеран-43", "Бандитский Петербург" и др. Народный артист СССР.

Бал дважды женат. Единственная дочь погибла в 1987 году, уснув в машине с включенным двигателем, ей было 23.