Фото: Алексей Герман (справа) на съемках фильма «Трудно быть богом». Фото: ИТАР - ТАСС.
Темным санкт-петербургским вечером, въехав на машине под арку во двор, проскользнув через систему дворов и толкнув тяжеленную деревянную дверь, оказываюсь в мрачном помещении, где по обе стороны на деревянных лавках сидят странные, если не сказать страшные, люди, со странными, если не сказать страшными, лицами, в рубище и в кольчугах.
Герман поднимается из пластикового кресла, опираясь на палку, всегда большой, упитанный, а тут худой, потерявший, как потом скажет, двадцать килограммов на съемках. Встает Леонид Ярмольник, главная и единственная звезда фильма, весь в белом. Возникает Светлана Кармалита, в пиджаке, похожем на китель, маленький уверенный капитан сборной, жена и бессменный соавтор мужа. В логове средневекового замка, среди конных статуй, нависающих брусьев, цепей, колодцев, пыли, луж и грязи, мы здороваемся.
Режиссер подробно объясняет актеру план сцены: сейчас у тебя смертельный номер - игра с белоснежным платком на болоте. Я понимаю, бесстрастно обрывает режиссера актер. Ты-то понимаешь, мне бы понять, с неизъяснимым выражением лица язвит режиссер, и это такой же художественный акт, как все у Германа и с Германом.
Двигаясь узким проходом вслед за Руматой - так Ярмольник пойдет в фильме, - выходим на задний двор. Под ногами мокрая жижа, летают голуби, бродят куры и козы, в углу лежит большая верблюдица, люди в лохмотьях, с перемазанными гримом лицами ждут сигнала, по которому будут харкать и блевать, повернутся или упадут ничком, закроют или откроют глаза, станут совать нос в грязную миску или начнут вить веревки для виселицы, а гример придет поправить им шрам на щеке или рану на ноге.
Герман глядит в монитор, и между ним и художником происходит такой диалог:
- Пожалуйста, чтобы там большая куча дерьма и чтобы дымки от нее.
- Можно дымки, а можно, чтобы блестело.
Они все здесь живут своим кино, они поистине переплавляют в кино свои жизни.
Потом я сяду смотреть безмолвный материал в аппаратной и тоже останусь безмолвной. Румата подходит к харчевне "Серая радость" - серые у власти. Румата говорит с Рипатом, который ведет двойную игру, он осведомитель Руматы и он же серый офицер. Люди идут и несут свои виселицы, на которых они будут повешены.
Я потрясена увиденным. В каждом кадре - послание. И все такой густоты, что трудно дышать. Как это станут смотреть люди?
Мы пьем чай в его режиссерской комнатке на "Ленфильме", и он говорит жестокое:
- Когда я читал Стругацких, все было смешно и забавно. Все аллюзии видны: вот Сталин, вот Берия. Сейчас это неинтересно и не важно. Важно другое: ничего ни у кого получиться не может, в какой-то момент надо взять и рубить всех в капусту.
Теперь, когда его нет, я могу высказать предположение, что он боялся закончить свое последнее кино. Потому что там, за пределами кино, его подстерегала смерть. В нем было это глубинное знание.
Но еще, и это, пожалуй, главнее: он боялся нашего зрительского разочарования в нем как в художнике. Он сомневался в том, что делает, поминутно. И поминутно был уверен в том, что делает. Чем крупнее масштаб творца, тем острее он ощущает свое одиночество. Влекомый неведомым зовом, он идет туда, где до него никто не побывал, и ему страшно.
Герман в этом кино сказал нам то про нас, чего до него никто не говорил.
Я спросила, менялось ли его отношение к людям с годами. Он ответил:
- Мне кажется, я всегда был одинаков. Всегда этих людей любил и всегда над ними плакал. Может быть, в этой картине у меня ничего не получится, потому что мне никак не удается над ними заплакать.
Вот трагическое объяснение трагической коллизии, сложившейся на картине "Трудно быть богом".
Этот веб-сайт использует cookies для улучшения взаимодействия с пользователем при посещении веб-сайта. Использование веб-сайта означает согласие с его политикой cookies