Загрузить еще

Из-за чиновников мы не увидим продолжения "Белого солнца пустыни"

Из-за чиновников мы не увидим продолжения
Фото: Фото: кадр из фильма.
Анатолий Кузнецов сыграл в кино больше сотни ролей, начав в 50­-е фильмом "Опасные тропы" - про то, как в тайге разоблачают диверсанта. Потом он пытался разрушить роман директора ресторана (Лариса Голубкина) и журналиста (Олег Борисов) в комедии Эльдара Рязанова "Дайте жалобную книгу". 
 
Изображал влюбленного милиционера в "За витриной универмага" и полковника милиции в "Пяти минутах страха". Офицеров в "Освобождении", "Весне на Одере", "Горячем снеге", "В зоне особого внимания". Сыграл Ляпкина-Тяпкина в "Инкогнито из Петербурга", экранизации гоголевского "Ревизора" Гайдая. Снимался и в "Турецком гамбите", сериалах "Участок" и "Мосгаз".
 
Да, по большому счету он не вполне реализовался - вспоминают, что он превосходно пел, но, как назло, кинематограф этим его талантом пользоваться не стал. Его старые  фильмы до сих пор крутят по телевизору, но среди всего этого разнообразия есть одна глыба - "Белое солнце пустыни" Владимира Мотыля, в котором Кузнецов сыграл товарища Сухова, грезящего в песках о любезной своей Катерине Матвеевне и параллельно спасающего знойных брюнеток из гарема.
 
Когда сегодня читаешь о съемках "Белого солнца", кажется, что с момента сдачи сценария до премьеры бушевал какой­-то неостановимый циклон. Съемки собирались поручить то Андрею Кончаловскому, то автору "Девчат" Юрию Чулюкину, то вообще Андрею Тарковскому. Гюльчатай играла то одна актриса, то другая; авторы жонглировали названиями ("Пустыня", "Спасти гарем") и не могли придумать идеальное. Во время съемок - то непогода, то брак пленки. Все эти неприятности, суммируясь, обернулись практически катастрофой - уже на стадии приемки картину пришлось перекраивать, внося миллион правок киноначальства. В прокат фильм выпустили только благодаря вмешательству Брежнева, посмотревшего "Солнце..." на даче и воскликнувшего: "Это же глубоко патриотический фильм, почему его не видит советский зритель?" Такого рода хаос обычно разгуливается на пути к провалу, но в случае с "Солнцем..." он разгулялся на пути к триумфу: в истории советского кино наберется, может, десяток таких всенародно любимых картин.
Легендарного актера похоронят в четверг, 13 марта, на Новодевичьем кладбище столицы. Фото: кадр из фильма. 
 
Для Анатолия Кузнецова товарищ Сухов и стал тем же, чем Чапаев - для Бориса Бабочкина - ролью, воспоминания о которой в коллективном зрительском сознании уже не сможет затмить ничто и никогда. Хаос и тут сказался: Сухова должен был играть Георгий Юматов, но он покинул группу - случилась трагедия с его другом. И тут возник Кузнецов, который считался одним из претендентов на роль, просто из-­за перелома ноги в момент утверждения актеров был в гипсе. Гипс как раз сняли. Вряд ли Кузнецов ночей не спал, мечтая о роли товарища Сухова. Он вообще упустил в своей карьере много выигрышных ролей - мог сыграть и в "Карнавальной ночи", и в "Берегись автомобиля", и в "Стариках­-разбойниках", и в "Гараже", и в "Председателе". Но с Суховым он, почти не целясь, попал в яблочко.
 
Огромное число людей смыслом жизни видят славу и преклонение окружающих; Кузнецов получил и то и другое сполна, но, будучи человеком интеллигентным и ироничным, все же постоянно рефлексировал. По его спокойным интервью кажется, что он выработал примерно такую философию: ну да, бывают актеры одной роли, но это не так уж плохо. "Что ж мне, всю жизнь по этой пустыне мотаться?!" - восклицал герой "Солнца...". Да, оказалось - всю жизнь. Павлины. Гюльчатай. "Верещагин, не заводи баркас"... Хорошая судьба.
 
ФРАЗЫ, УШЕДШИЕ В НАРОД
  • Восток - дело тонкое.
  • Мертвому, конечно, спокойней, да уж больно скучно.
  • Вопросы есть? Вопросов нет!
  • Вы будете свободно трудиться, и у каждой будет отдельный супруг.
  • Оставь хоть патрон, Абдулла! Нечем будет застрелиться.
  • Верещагин! Уходи с баркаса!
  • Душа моя рвется к вам, ненаглядная Катерина Матвеевна, как журавль в небо.
  • Отметить надобно - народ попался покладистый, можно сказать, душевный, с огоньком.
  • Обратно пишу вам, разлюбезная Катерина Матвеевна, поскольку выдалась свободная минутка. 
    Дочь Анатолия Борисовича Ирина не пошла по стопам отца, а стала искусствоведом. Фото: Лариса КУДРЯВЦЕВА ("Экспресс газета").
 
ИЗ ПЕРВЫХ УСТ 
 
Вдова актера: "У Толи была всего одна отрицательная роль" 
 
Анастасия ПЛЕШАКОВА
 
- После выхода на экраны "Белого солнца" режиссеры стали эксплуатировать образ красноармейца Федора Сухова. Наверное, поэтому большинство персонажей Анатолия Борисовича - люди положительные. 
 
- У него была одна отрицательная роль в фильме "Утренние поезда". Он сыграл ее на уровне мировых стандартов. Это очень хорошая картина с прекрасными актерами, - сказала вдова актера Александра Анатольевна Ляпидевская (дочь легендарного летчика). - В ней снимались Валя Малявина, Людмила Чурсина. Ну а все остальные роли, конечно, положительные. Но даже в них повторить образ Федора Сухова невозможно. У Толи были прекрасные отношения с режиссером Владимиром Мотылем на протяжении всей жизни. Познакомились они задолго до "Белого солнца". Толя снялся в картине "Ждите писем", с которой дебютировал Мотыль. Она вышла в 1960 году,  и ее очень хвалили. По сюжету события происходят на стройке в Сибири, но тайгу снимали в Боржоми. У меня на этой картине была практика. И я видела, какие Толя номера откалывал во время съемок, он очень ловкий, очень остроумный. Хороший фильм получился, сейчас такие не делают...
 
Как сказали "КП" в Гильдии актеров кино России, несколько лет назад у Анатолия Кузнецова был сердечный приступ. Потом добавились и другие болезни, связанные с возрастом. Анатолию Борисовичу сделали операцию на желудке. Недавно он лечился в ЦКБ.
 
- Мы будем отпевать Толю в церкви на Красной Пресне, где крестили внука и меня, - сказала Александра Анатольевна. - Это небольшой, очень уютный храм. Прощание пройдет в Доме кино. 
 
Михаил ДЕГТЯРЬ, глава студии "ТВ студия Репортер": Зрители не увидели продолжения "Белого солнца" из-за чиновников
 
- Мало кто знает, но авторы сценария этого фильма, великие Валентин Ежов и Рустам Ибрагимбеков, написали продолжение "Белого солнца пустыни". Это уникальный случай в истории нового российского кино, когда сиквел написали те же авторы, которые создали сценарий первого фильма... Был жив еще режиссер картины Владимир Мотыль, который тоже хотел участвовать в продолжении. А главное, были живы и полны сил два главных героя - Анатолий Кузнецов, легендарный товарищ Сухов, и Кахи Кавсадзе - Абдулла. Но сначала умер сценарист Валентин Ежов, потом ушел режиссер-постановщик знаменитого фильма Владимир Мотыль. Славу богу, живет и здравствует Рустам Ибрагимбеков.
 
Два года назад он передал права на этот фильм моей студии "ТВ студия Репортер" и предложил мне запустить продолжение "Белого солнца" в производство. Не раскрою сюжет фильма, скажу лишь, что действие происходит в 53-м году, главный герой - сын красноармейца Сухова (на эту роль согласился актер Сергей Светлаков), и, естественно, в картине заняты товарищ Сухов и Абдулла.
 
Что мы только не делали, чтобы запустить его в производство! Мы трубили всюду, что Анатолию Кузнецову 82 года! Что мы обязаны успеть снять этот фильм... Я лично связывался с высокими чиновниками из правительства, с губернаторами, даже был в односторонней переписке с одним вице-премьером. Всюду нас посылали по одному известному адресу... Один губернатор клялся мне, что лично доложит президенту и фильм состоится. Я связывался с тогдашним главой Роскосмоса, зная, что "Белое солнце пустыни" - талисман для наших космонавтов, до сих пор каждый экипаж перед полетом смотрит эту картину, диск с фильмом находится на орбитальной станции. Но и руководитель Роскосмоса остался глух. А ведь средства на съемки были по силам и им, и любой из наших крупных госкорпораций, с которыми я тоже говорил об этом. Сначала я писал, что Анатолию Кузнецову 82 года, потом - 83... Я умолял спешить, пока жив товарищ Сухов! И вот его не стало... Мир праху замечательного актера Анатолия Борисовича Кузнецова. А власти пусть будет стыдно, что она не удосужилась помочь в съемках продолжения истинно народного фильма, одной из главных картин СССР.