Марк Захаров: "Янковский и Абдулов оттачивали друг на друге свои шуточки"
Анна БАЛУЕВА
27 февраля 2014 00:000
Фото: Олег Янковский и Александр Абдулов в спектакле «Варвар и еретик», поставленном Марком Захаровым по роману Ф. М. Достоевского «Игрок». Фото: Александр СТЕРНИН.
70 - это немного, и поэтому частица "бы" звучит особенно горько. Об Олеге Ивановиче, любимом актере нескольких поколений, мы вспоминаем с Марком Захаровым, худруком "Ленкома".
- Олег Иванович не раз говорил, что между вами сложились отношения, как в хорошей семье.
- Да. Была какая-то особая духовная близость, и я ее очень ценил. И Олег мне говорил вещи, очень важные для меня. Что вот это - правильно, это - хорошо, здесь бы подумать... И я прислушивался к нему, потому что он превратился не просто в столичного театрального мастера, он вышел, так сказать, за пределы "Ленкома", его значимость как артиста стала всесоюзной, может быть, даже и европейской. У Олега сам Де Ниро в друзьях был!
- Уверена, что вы помогли ему обрести весомость в театре и кино - взять хоть фильмы "Тот самый Мюнхгаузен"...
- Мне это приятно слышать. В этой фантазии по пьесе Григория Горина заложен настоящий конфликт. По Бердяеву. Когда человек восстает против мнения большинства. Он обречен и все равно восстает. Вот это самое интересное. Конечно, сделано в комедийном жанре.
- Ничего себе комедия. Я рыдаю каждый раз, когда смотрю на Янковского, поднимающегося по лестнице в небо...
- Значит, что-то очень важное у нас в "Мюнхгаузене" получилось. Вы знаете, Распе, написавший первоисточник, занимался минералами, был ученым - с именем, хорошей зарплатой. А в свободное время что-то пописывал на коленке. И оказалось, что труды по минералогии не имеют исторической перспективы, а Мюнхгаузен стал бессмертной личностью. Но по поводу Олега мы вместе с Гориным колебались. Не знали, хватит ли ему такого юмора, который есть, скажем, у Андрея Миронова. А потом решили рискнуть. И стали придумывать путь актера Янковского к образу. Я сказал: "Гриша, давай появится этот олень с вишневым деревом в рогах, пусть будет фантасмагоричность - и смешно, и поразительно". И когда Олег это как-то по-своему, по-янковски, сумел сыграть - с косточками, выплевывая их и рассказывая про оленя, остальные были, конечно, в шоке. Это был момент экзамена истиной - сцена получилась.
Олег Янковский и Марк Захаров смотрят отснятые кадры будущего "Того самого Мюнхгаузена" (1979 год). Фото: Александр СТЕРНИН.
- А сам Олег Иванович был серьезным или ироничным?
- Они с Абдуловым за кулисами оттачивали свой юмор, говорили всякие глупости, много шутили с серьезными глазами при этом. Янковский говорил: "Ты молодой, я постарше, и, наверное, я тебя буду выживать из театра". И моя дочь возвращается домой в слезах и говорит: "Жуткий конфликт: Олег Иванович хочет сжить со света Александра Гавриловича!" Я ей объясняю: дураки они, и ты тоже дура, это они тренируют свое дурацкое остроумие.
- Кто привел Янковского в "Ленком"?
- Я только начал работать главным режиссером - тогда это так называлось, и мне Евгений Павлович Леонов сказал, что снимался в фильме "Гонщики" с артистом, который ему показался занятным, и неплохо, если бы я с ним познакомился. Я пошел на спектакль саратовского театра, написав на бумажке "Янковский". Для меня это было неизвестное имя. Смотрел его в "Князе Мышкине". Плохо помню спектакль, но запомнил, что Янковский замечательным образом существовал независимо от всех людей, окружающих его в этой пьесе. И я его пригласил.
- У вас небольшая разница в возрасте. И вот приходит в театр красавец, а вы тоже красавец, еще и режиссер. Соперничество было?
- Нет, поскольку я с актерами уважителен и дружелюбен. Но все-таки дистанцию сохраняю. Без дистанции трудно давать команды. Но с Янковским у меня были особенные отношения. Плюс у нас с ним были похожие истории. Олегу начать работать помогла жена - она была ведущей актрисой саратовского театра. Я немножко упрощаю, но мне понятна эта ситуация, поскольку я через похожую проходил.
- До сих пор не верится, что он от нас ушел...
- Олег Иванович очень достойно уходил. Не у всех получается. Он продолжал играть в "Женитьбе" несчастного жениха. И играл, пока люди не стали замечать, как ему трудно. Как только он почувствовал, что зрители не просто сопереживают, а жалеют его, закончил карьеру.
Этот веб-сайт использует cookies для улучшения взаимодействия с пользователем при посещении веб-сайта. Использование веб-сайта означает согласие с его политикой cookies