Всеволод Шиловский на недавно прошедшем в Украине кинофестивале «Золотой Бриг» оказался самым капризным. Обижался, что в Одесском театре его не встретила конная милиция, что в Кременчуге на выступление собралось мало ветеранов, что президент мероприятия Богдан Ступка не поехал на теплоходе. Тем не менее именно ему - народному артисту России - достались самые большие почести. В финале Всеволоду Николаевичу поднесли приз от президента кинофестиваля «Золотой Бриг» «За выдающийся вклад в профессию».
«Комсомолке» удалось улучить момент, когда именитый гость согласился пообщаться с прессой.
У меня отняли друзей…
- Всеволод Николаевич, вы с охотой ехали в Украину?
- Конечно, ведь я скучаю по вашей стране. У меня после нашего разъединения такое впечатление, что просто отняли кислородный шланг. Я ведь раньше даже не задумывался о том, что подобное может произойти. А когда случилось и пришлось заполнять документы в будке пограничника, мне стало плохо. Так переживаю, потому что меня лишили части моей жизни. Ведь я впервые приехал в Киев в 1961 году, на гастроли МХАТа. Как нас тогда встречали! Потом был на 100-летнем юбилее Станиславского, мы давали громадный концерт в филармонии. Я оказался единственным молодым артистом, а все остальные - сплошь мхатовские гении! Помню замечательные встречи корифеев вашего кино с нашими артистами. Все дружили! А теперь у меня отняли друзей. В Днепропетровском музыкально-драматическом театре я ставил спектакль «Мятеж». Сегодня, когда посетил город с фестивалем, узнал, что многие коллеги ушли из жизни. Но я верю: мы будем встречаться благодаря работе. Немыслимо разорвать эти связи!
- Верите, что мы объединимся ради кинематографа?
- Вся Европа уже сплотилась, а искусство тем более всегда объединяло.
- И вас не пугает жестокость современного искусства?
- Нет, просто не понимаю эстетики юных коллег. Впрочем, молодежь ругать нельзя. Она не виновата - эту жестокость прививает «ящик». Им дают «Бригады» и «Бумеры», а потом по всей России создаются спецклубы. Но когда наступит зрелость, молодые режиссеры поймут, что без мелодрамы, хорошей драматургии, раскрывающей сердца, их жизнь невозможна.
Моим студентам не знакомы имена Урбанского или Стриженова. Но когда я показываю им старые фильмы, они выходят потрясенными: какие актеры были!..
- Нарушилась преемственность поколений?
- Конечно! Государство через телевизор выдает мощь грязи, губящую душу. Но дети рождаются стерильными. Как понять, что в России, потерявшей 30 миллионов во время Великой Отечественной войны, снова появились фашистские организации? Это надо вытравлять каленым железом!
«Смоктуновский красиво ухаживал за женщинами»
- Вы режиссер первого российского сериала «День за днем»…
- Его автором является писатель и бард Михаил Анчаров. Когда он предложил формат сериала, никто не поверил, что из этого что-то может получиться. А в результате снималось 144 артиста из 11 театров Москвы!
Создавая одну часть, я не знал, что произойдет в следующей. Было много импровизации, перекрывавшей белые пятна драматургии. Но мы справились, потому что задействовали грандиозное поколение мастеров: Грибов, Плоткин, Сазонов, Степанова… Я так набил руку, что потом в Одессе сделал «Миллион в брачной корзине» всего за два месяца отпуска.
- По молодости завидовали именитым старикам?
- Никогда! Иннокентий Смоктуновский был занят в моем фильме «Линия смерти», где в главной роли снимался я, а он играл моего убийцу. Но мы здорово ладили.
Еще Немирович-Данченко говорил: «Чем больше актер, тем больше ему нужен режиссер». С великими артистами работалось легко, если они верили партнерам. А если нет, человек «летел» далеко.
У Иннокентия Смоктуновского была потрясающе трудная судьба: ополчение, плен, партизанщина, армия. Он был героем войны, но после войны оказался в театре никому не нужен. Переезжал с места на место, искал труппу, пока его в фильме «Солдаты» не увидел Товстоногов и не пригласил в свой театр. И только потом уже случились все звездные роли Смоктуновского. Мы дружили, и я видел, как красиво он ухаживал за женщинами. А другие режиссеры вопили от его характера...
|
«Кино подарило мне вторую жизнь»
- Кто вас подтолкнул к решению стать артистом?
- Эта мечта у меня появилась с трехлетнего возраста. Играл в школьном спектакле. Сейчас многие мамы не могут отправить своих детей в спортшколы или художественные студии из-за их дороговизны. А в моем детстве все было бесплатно. Маминой небольшой зарплаты хватало и на еду, и на одежду, и на книги.
- От кого у вас актерские гены?
- Думаю, от отца. У него был «диапазон»: от московской консерватории по классу композиции до военно-воздушной академии имени Жуковского. Отец в совершенстве знал четыре языка.
- Легко переживали перемены в политике - хрущевскую оттепель, потом застой?
- Ничего этого я не почувствовал. Жил себе, как жил. Я вообще не считаю себя интеллигентом, потому что все интеллигенты - б…: предают друзей, подстраиваются под новых царей. Я десять генсеков пережил и не хочу ни под кого подстраиваться. До 42 лет даже не снимался в кино, потому что служил МХАТу. А когда он распался, оттуда ушел. И кино меня сразу приняло, подарило вторую жизнь.
«Когда у актеров нет работы, они умирают»
- Вы издали автобиографическую книгу «Две жизни». Еще воспоминания пишете?
- Нет. Я даже своей маме из пионерлагеря написал единственное письмо: «Мам, все хорошо. Твой сын Сева». Я безумно ленив в жизни и чудовищно работоспособен в профессии.
- Кто тогда занимается бытом?
- Моя супруга. Я же не умею ни стирать, ни готовить.
- Какая у нее специальность?
- Сейчас она на пенсии, но в молодости была лауреатом международных конкурсов по классической музыке, играла на арфе.
- Радует творческими домашними вечерами?
- Нет, она тоже ленива и совершенно лишена тщеславия. Арфу мы продали, едва жена ушла с работы.
- Вам нравятся амбициозные женщины?
- В нашей профессии без этого нельзя. Ангелина Степанова до глубокой старости следила за собой, делала зарядку. Ее лебединой песней стала главная роль в моем спектакле «Сладкоголосая песня юности». У меня многие актеры сыграли свои последние роли: Масальский, Кторов, Зуева…
- Вас это не пугает?
- А откуда я знал, что после меня они умрут?
- Многие артисты отказываются от карьеры ради семьи. Вы это приветствуете?
- Все порядочные актрисы имели семью и детей. У Фрейндлих есть чудная Варя, у Ольги Остроумовой и Любови Полищук по двое детей. Просто жить с актерами сложно. Понять раздвоенность психологии, когда ты одним полушарием плачешь над чужой судьбой, а вторым думаешь о семье, трудно. Это сумасшествие, узаконенное мастерством.
- У актеров имеются профессиональные заболевания?
- Да. Когда нет работы, они просто умирают. Нормальный человек, ничего не делая, дважды в месяц получает зарплату, а вот артист в такой ситуации спивается.
- С вами такое происходило?
- Нет, но я это видел. На моих руках многие умирали от невостребованности.
- Дети пошли по вашим стопам?
- Нет. У меня один сын - драматург и режиссер, а второй - бизнесмен. Он связан с прокатом и рекламой фильмов. Но хотя бы без актерства… Я никому не советую идти в эту жуткую профессию. Актеры сейчас поставлены на поток, их - как грязи!
ИЗ ЛИЧНОГО ДЕЛА
Всеволод Шиловский родился 3 июня 1938 года. В 1961-м окончил школу-студию МХАТ. До 1987-го играл во МХАТе. После раскола театра и скандала с Олегом Ефремовым ушел в кино.
Снялся в 158 фильмах и сам создал 10 картин.
5 лучших фильмов Шиловского-актера по версии «КП»
5 лучших фильмов Шиловского-режиссера по версии «КП»