Каждая роль Алексея Владимировича в кино - настоящий шедевр… Как поживает актер накануне юбилея?
- Алексей Владимирович, с наступающим! Будете праздновать?
- Спасибо. Публичных празднеств не планирую. Отмечу в кругу близких, друзей.
- Писали, что вы болели. С сердцем лежали в больнице.
- Да, и это было. Но держусь. Переживаний добавила и неприятная ситуация...
- Когда вас пытался обмануть сосед по даче?
- Очень неприятно! Я никогда не отказываю в автографе. Бывает, расписываюсь и на салфетках, и на клочках бумаги. А тут он мне подсунул какой-то лист, я и не читал, что там написано, поставил автограф и все. А потом выяснилось, что я подписал некий документ о разделе дачного участка. Сейчас идет суд. Отнять этот человек ничего не смог, потому что имущество ранее было переписано на мою дочку. Но вот такие люди сейчас водятся. Деньги - это же дьявольская сила…
Об Ахматовой
- Но не будем о плохом. Я продолжаю радоваться жизни. Сейчас пишу книгу воспоминаний...
- ...в которой называете себя счастливым человеком?
- Ну конечно. Мне повезло расти в актерско-режиссерской семье, благодаря чему у нас дома бывали Ахматова, Эрдман, Вольпин, Юрий Олеша, Зощенко, Пастернак… Наш телефон, как неблагонадежных, всегда стоял на прослушивании КГБ, это все понимали. Поэтому никто по телефону не общался, а приезжали к нам на Ордынку.
- Говорят, Анна Ахматова вам в жизни очень помогала?
- Анна Андреевна появилась у нас в доме, когда мне было лет семь. Когда приезжала в Москву, для нее освобождали мою комнату. В этой шестиметровке я, ложась спать, доставал ногами до противоположной стены, а Анна Андреевна выглядела в закутке как королева…
Конечно, она участвовала в моей судьбе. Когда диплом делал, она все знала про мою работу. Писал сценарии - с ней советовался. Она была непосредственный участник, свидетель моих трудов... Когда в Ленинграде работал, то жил у нее дома...
Горжусь, что в почтенном возрасте только мне она разрешила писать ее портрет. Позировала по вечерам, понемножку. А потом приказала повесить портрет на стену. Я из-за этого очень неловко себя чувствовал…
- Ахматова интересовалась вашей личной жизнью?
- Нет, потому что я своих девушек не прятал. Все все знали. Моя первая жена - дочка родительских друзей, с детского сада ее знал. Когда уехал работать в Ленинград на студию, она осталась в Москве. Так и развела нас жизнь. Но мы сохранили с ней хорошие отношения... Как и с ее отцом, художником Константином Ротовым. Кстати, он нарисовал михалковского Дядю Степу с меня. Очень смешно и похоже получилось. Он шутил: "У тебя ботинки 45-го размера, и у Дяди Степы тоже!"
О жене и дочке
- Со второй женой у вас был длительный роман...
- Десять лет! С нашего знакомства до женитьбы прошло десять лет... Кто это выдержит из женщин нынешних?!
- Первую встречу помните?
- 1953 год. Я приехал в Ленинград на съемки фильма "Большая семья". С другом пошли в цирк, который как раз гастролировал. Там и увидел ее восхитительное выступление, захотел с этой наездницей познакомиться. Повезло, что жили в одной гостинице… А потом многие годы мы с Гитаной встречались урывками. Я работал, Гитана колесила по стране с цирковой программой.
- Когда женились, понимали, что это на всю жизнь?
- Сроки не ставили (смеется). Но она действительно стала спутницей на всю жизнь.
- И уже сорок лет вместе. Как сохранить семью так долго?
- Надо просто, чтобы люди всегда помогали друг другу.
- Ни разу не возникало желание уйти?
- Нет, это совсем нет! Всегда старался не предавать… Мои любимые женщины - моя жена и дочь. Живу для них... Моя дочка - молодец! Маша - писатель, драматург. Окончила сценарный факультет ВГИКа. Я очень ее люблю. Когда есть такой человечек рядом, то хочется не прозевать, поддержать в любую минуту. Все время хочется помочь и сделать ее жизнь полноценной (Мария прикована к инвалидному креслу. - Ред.).
О "Трех толстяках"
- Жена помогала вам и в работе?
- Еще бы! Гитана занималась с девочкой, которая играла Суок в "Трех толстяках". И учила меня ходить по канату. Год тренировала! И падать приходилось, и разбиваться… Зато в кадре мой Тибул шел по проволоке без страховки.
- Ваш Тибул - мой любимый герой из детства!
- Ой, спасибо. Это высшая похвала для меня. Та сказка много для меня значит. Столько сил вложил в этот фильм. Важно было мнение Юрия Карловича Олеши. Он с радостью давал мне советы по сценарию. Но до премьеры не дожил...
О сожалениях
- Были прегрешения, о которых вспоминаете с сожалением?
- Ну конечно. Только этим теперь и занимаюсь - вспоминаю и думаю: "О ужас". Но подробности не скажу.
- Тогда расскажите о несекретных сожалениях...
- Сожалею, что мало сделал, столько фильмов не поставил. Готовые сценарии, оригинальные, интересные так и остались неснятыми... Правда, много на радио работал. Полностью мною сделан от предисловия до послесловия целиком "Герой нашего времени", от первого до последнего слова, с прекрасными актерами. Эту работу назвали "золотой фонд".
Много лет читал тексты за кадром на телевидении, когда уже не снимался. Я так зарабатывал.
- Сейчас предлагают проекты?
- Уже нет. Знают, что откажусь. Сериалы мне неинтересны. Качество современного телевидения оставляет желать лучшего.
- Но вы же у Эльдара Рязанова снялись в "Карнавальной ночи-2"!
- На ступеньках стишок прочитал в день его рождения - это нельзя сказать, что снимался.
- А чем вы сейчас заняты?
- Тем, что мне интересно. Пишу, преподаю. Принимаю участие, если сил хватает, в фестивалях в поддержку старых актеров. Многие из старых артистов сейчас в ужасном положении. У всякого артиста финал тяжелый, когда в театре, в профессии он не нужен, - так всегда.
- А у вас как?
- Я во ВГИКе преподаю, вот у меня такое местечко, моя отдушина…
- Есть секрет у вашей популярности, успеха?
- Все вопросы к Богу... Если бы был такой секрет, его бы уже давно продали, и все бы его уже знали...
О любимых ролях
- Все фильмы мне дороги по разным причинам. "Три толстяка" - потому что его я делал. Огромная работа, и друзья были вокруг…
"Летят журавли" - потому что это на всю жизнь: Урусевский стал моим другом и учителем, благодаря ему начал режиссурой в кино заниматься. Каждая съемка - волнение, страшные переживания. Понимали, что картина в том нашем государстве будет неугодная, поэтому все было тревожно и напряженно.
Дороги для меня фильмы "Дама с собачкой" - потому что это Чехов; "Живой труп" по Льву Толстому, "Бег" по Булгакову…Это для меня неприкосновенные и счастливые запасы.
- Но вы не упомянули фильм "Москва слезам не верит". А ведь Гоша - самая известная ваша роль.
- Я не знаю, почему так получилось, мне до сих пор удивительно, что так мой герой полюбился.
- Это реальный образ или все-таки чисто киношный?
- После выхода фильма мне нередко говорили, что таких рабочих не бывает! А я именно таких Гош видел собственными глазами! Когда снимался в фильме "Девять дней одного года", то бывал в институтах различных, видел простых рабочих, но при этом они бог знает что умеют и знают, просто высочайшего класса специалисты и очень интересные, эрудированные собеседники.
5 лучших фильмов
"Звезда пленительного счастья".
"Москва слезам не верит".
"Дама с собачкой".
"Девять дней одного года".
"Летят журавли".