С Георгием Эмильевичем, который сегодня ушел из жизни, мы говорили в ноябре 2013-го, накануне украинской премьеры новых "Трех мушкетеров" Сергея Жигунова. Помню, как "папа" всеми любимого советского "Д’Артаньяна" сказал мне с теплом в голосе:
"Я уже больше года не общаюсь с российской прессой, но для Украины - так и быть - сделаю исключение!" - и высказал все, что думает о современном синематографе, купленных кинопремиях и о личном.
"Я ДЕЛАЛ СВОЙ ФИЛЬМ, ПОТОМУ ЧТО ЛЮБИЛ, А СЕРГЕЙ - ИЗ ЗАВИСТИ"
- Георгий Эмильевич, прежде всего хотелось бы узнать ваше мнение по поводу новых "Трех мушкетеров"…
- Мне даже смотреть не надо фильм Жигунова - и так понятно, что это будет еще один банальный пересказ изнасилованного тысячу раз произведения Дюма. Не понимаю, зачем Жигунову этот позор?! Дабы что-то сделать, человеку нужен мотив - так же, как и в преступлении. Свое кино я делал потому, что любил и обожал, а Сергей сделал это из зависти. Так что результат его работы предопределен.
Знаете, как Хлудов сказал: "Нужна любовь! А без любви ничего не сделаешь на войне". А зависть - это не та категория, которая может позволить человеку сделать что-то существенное. Да и актеров таких в наше время нет, которые могут ТАК играть романтику: "последним из могикан" был Боярский.
- Помнится, ваш фильм "Возвращение мушкетеров, или Сокровища кардинала Мазарини" 2007 года критики тоже разгромили в пух и прах…
- По правде говоря, я уже не хотел делать этот фильм. И только благодаря желанию Боярского согласился снять финал. К тому моменту "мушкетеры" мне уже надоели: 35 лет бок о бок с людьми работаешь - это уже семейные взаимоотношения! А для кино это почти что смерти равно, в кино должна быть диктатура. К тому же я сомневался - будет ли кому-то интересно смотреть на дряхлеющих мушкетеров…
Но если говорить об основополагающей стилистике "Мушкетеров" - так же, как и в "Опасных гастролях", где все актеры играли под Высоцкого, так и у меня все играли под Боярского. К подобной "мимикрирующей" манере игры подстрекает других актеров режиссер. Я "подгонял" их игру по стилистике к игре Боярского, и получился наш стиль.
- Сейчас в российском кино есть стильные картины?
- За последние лет пять я не видел ни одной такой. Есть "более-менее интересные" - это самая высокая похвала. Все остальное - г…, которое втаскивает страну в бездуховность и тупость! Особенно то, что премируется в Каннах. Ведь если в картине славянский менталитет обгаживается, то лента сразу же получает Каннскую премию - как "Елена" Звягинцева, например. Это малоприятная картина, очень плохо смонтирована, отвратительно сыгранная - актеры пытались органично бормотать. Для большей ясности давай объясню. Если я возьму кусок ткани, повешу в середине маленький портретик Мадонны, а всю остальную стенку выкрашу в болотный цвет и посажу тебя напротив, и заставлю смотреть на это все полтора часа - какое у тебя будет состояние?
- Апатичное.
- Именно этот ход и использовал Звягинцев - вогнал зрителя в депрессию, показывая то, на что человеку смотреть физиологически неприятно. Знаете, как сейчас телепродюсеры разговаривают с режиссерами? "Вы хотите сделать кино для зрителя или для фестиваля? Если фестивальное - сценарий должен быть таким-то, а если для зрителя - в стиле "Камеди-Клаб". И я отвечаю таким без обиняков: "Идите в ж…, я лучше буду живописью зарабатывать!" Да и актеры высококлассные, такие как Саша Ширвиндт, Миша Боярский, Юра Дубровин, сейчас уже не востребованы. А российским кинематографом продолжают править неудавшиеся режиссеры, которые стали продюсерами. И кинопремии получают картины, о которых заранее известно, что они - победители.
- Например?
- Фильмы, которые получают призы кинопремии "Ника".
|
- Кстати, может, и вам светит какая-то премия? Ведь в следующем году у вас юбилей - 80.
- Кошмарная дата! Ужасная. Когда успел дожиться до лет таких? Напился, опохмелился, напился, проснулся - 80 лет. Половину жизни не помню, потому что пьяный был. Помню только съемочные периоды, остальное - как в тумане.
- Правда ли, что Владимир Высоцкий брал на себя обязанности режиссера, когда у вас случался "запойный период" во время съемок?
- Это сплетни. Но то, что я много пил в молодости - отрицать не стану. Бывали тяжелые запои. Но когда заканчивался подготовительный период фильма, я ложился в больницу, капался. И до конца съемочного периода не выпивал ни грамма.
Однажды в нетрезвом состоянии пробовал снимать - в тот момент мне казалось, что получится что-то гениальное, но посмотрел, протрезвев, и рвал на себе волосы (смеется). Со временем я сумел завязать с пагубной привычкой и вот уже 25 лет как не пью. Бомж, Высоцкий или режиссер - все люди пьют одинаково, но стоит помнить, что пьянство нивелирует творческий гений и саму личность.
"ОТ НАШЕГО ИЗОБРЕТЕНИЯ У ЗРИТЕЛЕЙ ПОЕДУТ МОЗГИ!"
- Вы - человек действия. Ни за что не поверим, что сидите без дела в кресле-качалке перед камином…
- Нет, конечно. Вместе со своим другом Леонидом Терпиком мы сделали изобретение, объединяющее театр и кино. Суть в том, что на сцене будут играть живые актеры, а рядом с ними - виртуальные. Фишка изобретения (оно уже запатентовано) - в особенной пленке. Зритель не может отличить виртуальность от реальности. С виртуальным актером я смогу делать все что угодно. Как в кэмероновском "Аватаре": он может у меня увеличиться до 9 метров или превратиться в птичку и вылететь из зала.
Саша Ширвиндт уже написал экранизацию театральной пьесы по фильму "Старик Хоттабыч" для детей, и сейчас мы преодолеваем массу сложностей, чтобы сделать всех детей в нашем кино виртуальными, а остальных актеров - живыми. У зрителей поедут мозги: никто не поймет, как это сделано. Мы и сами упали со стульев, когда изобрели этот метод… А называться наш спектакль будет "Приключения Вуйки и Хоттабыча из компьютера".
- Вашу задумку сложно воплотить технически?
- Наше изобретение - способ применения некоторых технических новшеств последнего времени, связанных с нанотехнологиями. Я уверен, что наше изобретение изменит весь мировой театр. Прошу украинский народ за меня помолиться, чтобы все удалось!
О молодой жене и дочке
- У меня самая красивая супруга в мире! Ей 44, а выглядит на 25. А поклонников младшей дочери скоро придется из автомата отстреливать, потому что сам знаю, кто такие мужчины и что мы с вами делаем в любой удобный момент (смеется).
КСТАТИ
"По ночам мне снится Одесса!"
- Я безумно люблю Украину! А Киев мне нравится больше, чем любой российский город. И хоть родился я в Ташкенте, но родной обителью стала Одесса - прожил там 30 лет, снял свои лучшие фильмы и выпил не одну цистерну алкоголя. И - о чудо! - остался жив! По ночам мне снится Одесса, я иногда себя ловлю на мысли, что этот город - моя родина. Если бы Одесскую киностудию восстановили по-человечески и появились бы возможность там снимать - я бы все бросил и вернулся туда, и работал бы там до конца жизни.