С авторами, актерами и одними из создателей фильмов «День выборов и «День радио» и театра «Квартет И» Леонидом Барацем и Ростиславом Хаитом мы знакомы уже... ну очень давно. Еще с их доактерской одесской юности. На правах старого знакомого я посчитал, что могу побрюзжать...
- Ну что, ребята, доигрались вы с этими «Днем радио» и «Днем выборов». Особенно ты, Леша.
- В чем? - делает невинные глаза Барац.
- А в том, что ты - автор сценария, солидный женатый человек - написал для самого себя роль, после которой все говорят: «А, это тот маленький, прааативный…» Да еще и герой носит твое же имя. Люди в Одессе бог знает что подумают...
- Ммм… И ты о том же! Недавно я ехал в Киев в СВ, сосед, такой солидный человек, меня узнал и тоже огорчился: «Леха, зря ты это, зря! Приклеится, Леха, на фиг надо?» А это был просто характер, удачный и яркий. Мы его поэксплуатировали в двух спектаклях и в двух кинах, и достаточно. Надеюсь, у меня появятся какие-то другие роли…
- Честно?
- Больше не буду! Ну кому-то нужно было играть именно этот персонаж! А без него нельзя. Такое человечек - это очень характерно для радио.
- И для телевидения.
- Угу. Логично было, что такого персонажа играю именно я из нашей четверки. А кто еще? Слава? Вряд ли. Саша Демидов? Тоже не очень. Камиль - тот вообще татарин.
- Зато сделали Камиля алкоголиком...
- Ага... Скажите еще, что попы не пьют, мусульмане не пьют. У нас вообще в стране никто не пьет! Как-то к Камилю пришли два пожилых человека, вызвали его из гримерки. Он думал, сейчас начнут ему говорить, насколько он хороший актер. А они ему: «Ты же позоришь нашу нацию? Где ты видел, чтобы татары так пили?»
- Хорошо хоть не побили...
- Ох, хорошо...
- Зато Славе досталась роль такого мачо, плейбоя. Слава, честно: девочки поджидают после спектакля?
- Почему это? - насупился молчавший прежде Слава.
- Даже на форуме вашего театра сколько признаний в любви!
- А я не умею Интернетом пользоваться.
- Да ну?
- Честно и искренне! Я не умею включать компьютер. Я не умею водить машину! Клянусь.
- Вот сейчас мы разочаруем миллионы поклонниц...
- А я думал, миллиарды...
- А еще он завязывать шнурки долго не умел! - не утерпел Леша. - Я ему завязывал до седьмого класса!
- То девочки, то Леша - мы с ним вместе с одном классе учились, - не стыдясь подтвердил Слава.
- А научился он обходиться со шнурками только потому, что ему сильно захотелось играть в футбол, а там надо бутсы завязывать, - добавил Леша. - А потом еще он утверждал, что не умеет делать яичницу. И мы с ним сильно поругались по этому поводу, потому что я убежден: человек не может не уметь делать яичницу!
- Ты двадцать лет в Москве и себя прокормить не можешь?!
- Я могу купить съестное.
- Сначала он жил со мной, я готовил и кормил его, - рассказывает Леша. - Потом он стал зарабатывать деньги и есть в ресторанах. А еще он блистательно разогревает полуфабрикаты. Специалист!
- Ну не всегда разогреваю, - признался Слава. - Сегодня съел вот холодную курицу.
- Так, ребята, мы зашли уже слишком далеко. Не надо разочаровывать поклонниц. Быстро выкладывайте, что есть в Славе мужественного и брутального, кроме плеч, на которые страна уже вдоволь полюбовалась!
- Многое есть, - потупился скромно Слава. - И для этого необязательно уметь включать компьютер или ездить на автомобиле...
- Девушка постоянная есть?
- Да.
- А переменная и непостоянная?
- Нет.
После фильмов
- После того как вышли фильмы, вы стали популярны киношной популярностью: на улице в лицо знают. Как-то ваша жизнь изменилась?
- По большому счету - нет, - это снова Слава. - Хотя большая узнаваемость, наверное, это чуть больше денег. Все то же, что было и раньше, только в чуть большей степени. Но нельзя сказать, что это принципиальные изменения.
- А я чувствую принципиальные изменения. Качественный скачок интереса к нам... - А это Леша. - Хотя и никак сам не изменился. Более того, практически ничего нового не сделал. «День радио» мы играем долгие годы.
- Приятно?
- Очень.
- С «Днем радио» здорово получилось, потому что вы работали на «Нашем радио»?
- На самом деле мы не очень знаем то, про что писали. Мы не были штатными сотрудниками радио - просто писали что-то, по электронной почте отправляли.
- Нет, мы знали, как эти люди общаются, как себя ведут. Но влезть в другие сферы не очень получается - нам трудно воспроизвести стилистику, речь, скажем, шахтеров.
- Но и в «Дне выборов» такое точное попадание...
Л.: - На выборах мы ни разу не работали. Советовались много, когда писали пьесу.
С.: - Как я понимаю, выборными технологиями занимаются московские продвинутые ребята типа нас. Мы не работали на выборах, но вполне могли. Я имею в виду по уровню наших знаний, способностей.
- Мы принципиально не хотим связываться ни с одной из партий. Хотя тогда на спектакль нам СПС дала денег. С Немцовым, Надеждиным мы советовались, когда писали пьесу. Но, если бы они нас пригласили в тур за себя, мы бы много раз подумали. А что касается казаков, бандитов - это нам было довольно сложно. Мы старались понять, как они общаются. Или предположить. Я думаю, что до конца достоверно у нас не получилось. Достоверно получается тогда, когда ты знаешь и слышишь мелодику...
- А «День менеджера» написать не собираетесь? Вы много лет работаете на всяких корпоративных вечеринках, праздники устраиваете...
С.: - «День...» мы можем написать любой. И «День менеджера», и «День телевидения»... Мы не хотим.
Менеджеры - это как раз та аудитория, которая, как правило, сидит у нас в первых десяти рядах партера. Она же нас и заказывает к себе на корпоративы.
- А такие случаи, как в «Дне радио», у вас на корпоративах не случались?
Л.: - Да полно. Как-то мы появляемся в зале, к нам один человек подходит и говорит: «Не надо петь, папа не любит». Папа - это, оказалось, отец жениха - он заказывал свадьбу, которую мы вели. Потом он же подходит: «Не надо говорить, папа не любит, когда говорят». Когда он пришел с просьбой: «Папа не любит, когда танцуют», - мы просто ушли со сцены.
Про Гедеоновича
- А как относится загадочный Эммануил Гедеонович к тому, что вы уже семь лет полощите его славное имя-отчество?
Л.: - Нормально.
С.: - Он же снялся в «Дне радио». А в «Дне выборов» звучит его голос.
- Ничего, что вы выдаете за олигарха и пахана приличного человека - актера Эммануила Виторгана? Папу Максима Виторгана, который играет в ваших фильмах?
Л.: - Ну так получилось. Мы подумали, что неплохо бы озвучить олигарха голосом Эммануила Гедеоновича. Тем более что мы к нему могли добраться через Виторгана-младшего. А потом подумали: раз мы не изменяем наши имена, то почему бы ему не быть самим собой? А он не был против.
С.: - Он хорошо к нам относится, мы иногда выпиваем вместе. И тогда он начинает относиться к нам еще лучше.
Крррасотка Нонна
- Ну раз такой откровенный разговор пошел, рассказывайте про третьего вашего одесского компаньона. Только не надо о том, что вы его подобрали в поезде...
Л.: - Нет, мы на самом деле однажды с ним сели в одно купе. Разговорились. Оказалось, что она учится в Щуке, мы - в ГИТИСе. Подружились.
Мы ее давно звали к себе. А она думала, что в вахтанговском театре ей лучше. А теперь ей хорошо и там, и сям. Она блестящая характерная актриса. И мы ей помогаем.
- Интересно, каким это образом вы Нонне Гришаевой помогаете?
С.: - Она зарабатывает у нас больше, чем в вахтанговском театре, думаю, раза в четыре.
Л.: - И в киношке снялась неплохой.
С.: - И она нам помогает. Потому что такую актрису фиг где найдешь. Она очень комическая актриса. Это редкий дар... - Потом помолчав: - И вообще баба красивая!
- А другие члены вашей команды...
Л.: - Мы все однокурсники. В 1993 году окончили ГИТИС и решили сделать театр. Сейчас в театре остались шесть человек. Это наш «Квартет», еще Сережа Петрейков - режиссер всех спектаклей и наш соавтор, и моя жена Аня, тоже однокурсница.
- Камиль Ларин и Саша Демидов - прекрасные артисты.
Л.: - Пожалуй, лучшие.
С.: - Ну вот так - Чаплин, потом Камиль, потом Бастер Китон, потом Саша Демидов.
Л.: - А мы со Славой где-то в четвертой десятке.
С.: - Или в пятой...
О юморе на ТВ
- Время от времени вы появляетесь на телевидении. Но редко участвуете в развлекательных программах. И никогда в так называемых юмористических...
С.: - По телевизору мы смотрим в основном спорт и кинофильмы по НТВ+. А юмористические передачи - только если попадаем на «Дежурный по стране» Жванецкого.
Л.: - Действительно, смотреть по ТВ нечего. К сожалению. Это такой культурный геноцид - то ли сознательный, то ли несознательный. Много раз уже говорили, что люди, воспитанные, скажем, на Жванецком, отличаются от людей, воспитанных на… Подставляйте фамилию сами. Я вот только понять не могу: то ли это кому-то нужно, то ли это такой естественный процесс.
С.: - Это просто зависит от совести и профессионализма конкретных людей, находящихся у руля.
- И от их вкуса...
Л.: - Их вкус абсолютно безупречен, я уверен. Это совесть. Потому что вкус, скажем, Константина Эрнста не вызывает у меня сомнений. Я уверен, что он хорош, этот вкус. Он понимает, что хорошо, что плохо. Просто он считает, что так можно поступать с нашим народом. И наш народ принимает это легко. Значит, может быть, он прав.
С.: - Народ у нас вообще думает, что раз с ним так поступают, значит, так можно.
Л.: - И в смысле политики, и в смысле строя.
С.: - Я бы так сказал, что народ в этом смысле очень кроткий. Он готов, чтобы с ним обращались как угодно. Если власть считает, что с ним нужно обращаться так, значит, так.
Л.: - Он готов, он привычен. Более того, когда власть по-другому считает, например, берите и сами делайте, народ пугается. А когда власть говорит: идите, вы будете получать примерно одну и ту же зарплату, как бы вы ни работали, и мы будем вам рассказывать, что вы будете делать, в кого верить и какие песни петь - вот тут ему понятно все.
А что касается юмора на телевидении. Это же вообще тонкая вещь. Когда он полностью привязан к рейтингу, он сразу умирает. Вот Comedy Club поначалу был, по-моему, очень неплох. Но тиражирование шуток, огромное количество передач... Их и сдуло. Ты не можешь выдавать на-гора такое количество качественных шуток.
А шутки откуда?
- Я понимаю - Одесса, море. Но Слава все-таки из кавээновской семьи: папа - капитан легендарной одесской команды КВН 60-х, старший брат - из команды «Одесских джентльменов» 80 - 90-х. А Леша-то откуда всего этого набрался?
- Да вот придумываю... - пожимает Леша плечами.
С.: - КВН - это все-таки немножко другое. У нас способ подачи другой. Мы не шутим шутками, а мы пишем, скажем, драматургию. У них - соревнование между студентами. А у нас форма - театр. И поэтому качество шуток, форма шуток разные. Фот фраза: «Иногда думаешь: Господи, как же богата наша земля талантами! Так богата, что иногда думаешь: как же это она их носит?» Это классика КВН. Но это достаточно изящная фраза, которая вполне могла стать репликой в спектакле.
Л.: - Мы скоро начнем отстрел твоих коллег, которые называют нас капустником, и в хорошем смысле, и в плохом. Хотя сравнение нас с капустником и с КВН очевидно - у нас много смеются. Но капустник - это самодеятельные шутки, которые понимает ограниченное количество людей.
Про купюры и цензуры
- А почему на ОРТ фильм «День выборов» вышел с купюрами, а на Рен ТВ потом показали полностью?
Л.: - Было отснято два варианта фильма. Один - киновариант, который можно показывать в кинотеатрах, продолжительность два часа. Его и показали на ОРТ. А второй вариант - сериал четыре серии. Его показало Рен ТВ.
- То есть политической цензуры не было?
Л.: - Нет. Какие-то кусочки выбрасывались, потому что наши продюсеры считали, что их не поймут кинозрители.
- Зачем нужно было классные ироничные песни, которые исполняет в спектакле «День радио» Кортнев, менять на хиты «Мумий Тролля» или «ЧайФа»?
Л.: - Песни в фильм невозможно вставить целиком - это сбивает ритм. А пускать частями - терять это единое блестящее произведение. Его ведь нужно слушать от и до.
- Поэтому так полюбившиеся народу «Снежинка» и «Ночной ларек» из «Дня радио» звучат в фильме «День выборов»?
Л.: - Но мы же не знали, что будем снимать «День радио»! Поэтому и решили их засунуть в «Выборы...» Чтобы ударно все прошло.
Планы. Громадные
- И что новенького? Нового «Дня...» не будет?
С.: - Наш сопродюсер Александр Цекало настаивает на том, чтобы это был очередной «День». А мы просто считаем, что это концептуально неправильно. Да и нам уже просто обрыдло это все. И персонажи, и стилистика. Когда мы гонимся за длинным рублем, мы всегда не догоняем его. Надо делать то, что хочется. И тогда действительно получается какой-то адекватный коммерческий успех. Так что у нас есть два пути: снять фильм по нашему спектаклю «Быстрее, чем кролики», что явно не принесет коммерческого успеха, или написать новую комедию с другими персонажами. А в афишах указать: «От создателей «Дня выборов».
Л.: - В общем, кино мы пока не занимаемся. А делаем новый спектакль - «Разговор мужчин среднего возраста о женщинах, кино и алюминиевых вилках». Название отражает содержание.
ДОСЬЕ: КВАРТЕТ И
Ростислав Хаит. В 1978-м пошел в школу, о чем до сих пор жалеет. Начал лысеть в 91-м, закончил в 99-м... Нижнее женское белье не носит, но любит.
Леонид Барац. При росте 1 м 66 см выглядит на 1 м 67 см. От нечего делать написал пьесу «День радио». От авторства «Чайки» всячески открещивается. Живет в веках. А точнее - в XX и XXI.
Камиль Ларин. Победитель игры в прятки, прошедшей в мае 73-го года во дворе его дома. В 2010-м собирается стать лауреатом Нобелевской премии в области поясницы. Лучше всех принимает душ. Женат. Сын.
Александр Демидов. Владелец состояния, оценивающегося журналом «Форбс» в $562. Пробовался на роль Щелкунчика в одноименном мультфильме. В данный момент не пьет. Но вчера выпивал и вечером собирается...