Всем знакомый сюжет - обычная украинская девушка, которую татары продали в рабство, становится властительницей Турции - снимали в течение семи лет. Было несколько выездов за границу, но основные работы проходили в Крыму, в знаменитом Ханском дворце Бахчисарая. Этот памятник архитектуры отлично "исполнил" роль дворца турецкого султана Сулеймана Великого.
Во дворце работали между экскурсиями
Первый сезон снимали летом 1994 года. Несмотря на то что Ханский дворец фактически является музеем, особых неудобств от киношников его администрация не испытывала.
- Снимать старались, конечно, в промежутках между экскурсиями, - рассказала "КП" старший научный сотрудник экскурсионного отдела Бахчисарайского историко-культурного заповедника Ольга Чуракова. - Но, бывало, приходилось некоторые помещения полностью закрывать для туристов. Например, когда снимали сцены в гареме. Зато благодаря актерам, которые были одеты как 500 лет назад, дворец вновь ожил. Туристам такой антураж очень нравился.
Сотрудники музея вспоминают, что тем летом в Крыму было очень жарко и некоторые сцены в помещениях записывались даже ночью.
- Из-за жары у актеров постоянно смазывалась косметика. Гримеры валились с ног, исправляя возникшие дефекты, - вспоминает Ольга Васильевна. - Вся съемочная группа жила в центре города в гостинице "Бахчисарай". Откровенно говоря, тогда там были ужасные условия. Вдобавок остро чувствовалась нехватка воды. Я часто общалась с актрисой Раисой Недашковской, которая играла Лисовскую, мать Роксоланы. Она жаловалась, что в гостинице практически не было никаких условий. Представьте - и ей, и Ольге Сумской, которая исполнила главную роль, да и другим артистам, выдавали всего лишь два-три литра воды в сутки, чтобы принять душ.
Чебуречная напротив Ханского дворца и сейчас стоит
Работа работой, а время для отдыха киношники тоже находили. Режиссер Борис Небиеридзе очень любил захаживать после съемок в чебуречную, которая и сейчас стоит прямо напротив входа в Ханский дворец.
Фото: кадр из фильма
Бумага от министра Кравченко спасла от штрафа
- Однажды я, Небиеридзе, Сумская и Наталия Гончарова (Махидевран) задержались допоздна у меня в кабине, что называется, за бокалом коньяка, - вспоминает экс-директор Музея истории крымских татар, главный консультант фильма по этнографии Сервер Эбубекиров. - Время было позднее, а киношникам еще в гостиницу возвращаться. Такси тогда не было. Ну и мы, в самом что ни на есть "трезвом виде", сели в старенький "Опель" Бориса. Только тронулись, нас гаишники остановили. Небиеридзе с трудом вышел из машины, а инспекторы то ли не поняли, что мы все пьяные, то ли еще что, но стали требовать не "дыхнуть", а багажник открыть.
Конечно же, режиссер открыть багажник отказался. А вместо этого полез в бардачок.
- Дело в том, что фильм финансировало МВД Украины, и в бардачке лежала бумага, подписанная тогдашним министром Юрием Кравченко, мол, так и так, "всячески способствовать съемочной группе", - смеется Сервер Узиирович. - Они прочли, посмотрели на нас и отпустили. В таком пьяном виде мы и поехали - меня домой завезли, а киношники в гостиницу.
В ТЕМУ
Ляп с картошкой
Исторический жанр - один из самых сложных в кинематографе. Снимая такой фильм, режиссеру приходится тщательно продумывать детали, чтобы все соответствовало нужной эпохе. Как тогда себя вели люди, их привычки, гардероб, реплики... К слову, за картину "Величественный век. Роксолана", которую сняли недавно в Турции, режиссеров критикует весь мир. Мол, допустили кучу неточностей!
Но были они и в украинской "Роксолане".
- Когда снимали сцену, в которой к Роксолане в Турцию приезжает ее мать, я отлучился на полчаса и пропустил несуразицу, - рассказал "КП" Эбубекиров. - В кадре Лисовская пробует бананы и другие экзотические фрукты, а на вопрос дочери, как они ей на вкус, отвечает: "Чуть слаще картошки". Но ведь в фильме показаны события первой половины XVI века. Америку, из которой завезли в Старый свет картошку, только-только открыли, и, естественно, этого растения на Руси тогда еще не знали.
ИЗ ФИЛЬМА СЛОВ НЕ ВЫБРОСИШЬ
✪ Человек, облеченный властью, отличается от обыкновенного так же, как вооруженный от безоружного.
✪ Когда человек сам роет себе могилу, что остается? Подтолкнуть его туда, вот и все!
✪ Любовь, молитва и война начинаются всегда прекрасно. А кончаются?
✪ Любовь, мудрость и птицы не знают отчизны. Они перелетны и вездесущи, как тоска и отчаяние.
Этот веб-сайт использует cookies для улучшения взаимодействия с пользователем при посещении веб-сайта. Использование веб-сайта означает согласие с его политикой cookies