Загрузить еще

Александр Збруев: осуждать любовные треугольники - это ханжество

Александр Збруев: осуждать любовные треугольники - это ханжество
Фото: Известность Збруеву принесла лента 1972 года «Большая перемена», где он сыграл вместе с другим знаменитым ленкомовцем Евгением Леоновым.

Театр для меня главнее, чем кино

- Александр Викторович, вы уже 52 года в "Ленкоме". Такое преданное служение не может не вызвать уважение...
 
- Я действительно служу в театре "Ленком" больше 50 лет. И совершенно об этом не жалею. Потому что это действительно настоящий театр, в котором я встретился с очень талантливыми людьми. В самом начале пути. Это и Владимир Соловьев, и Пелевин, и Софья Гиацинтова. Всех не смогу назвать, потому что любимых актеров много...
 
Впоследствии в театр пришел Марк Анатольевич Захаров, наш теперешний руководитель. В его пору пришли в театр Евгений Леонов, Татьяна Пельтцер, Олег Янковский, которых мне сегодня очень не хватает. Марк Анатольевич открыл Сашу Абдулова. Он всегда делал в театре такие спектакли, которые привлекали зрителей.
Я очень рад, что встретился с замечательными ­партнерами. Для актера важно ­партнерство. Когда-то говорили, что театр не может существовать долго с появлением телевидения, Интернета. Нет. Театр всегда будет жить - в нем есть непосредственное общение, обмен энергией со зрителем. Это очень важно. И за это я люблю театр. Для меня в первую очередь существует он. Кинематограф наш был в какую-то пору велик. Но сегодня, кажется, отстает от желаемого.
 
- Если говорить про кино. Какой фильм из тех, где вы играли, вы больше всего любите?
 
- Я не могу назвать самый любимый. Самое начало очень важно. А в начале был фильм "Мой младший брат" по повести Василия Аксенова "Звездный билет". В этом фильме я встретился с прекрасными актерами, которые тогда еще были студентами, да и я был студентом четвертого курса. Мы общались и с Олегом Далем, и с Андрюшей Мироновым, и, конечно, с Олегом Николаевичем Ефремовым, который до этого только-только создал "Современник" и весь был переполнен тем творчеством, которое сидело в нем - и в нас немножко попадало. Для меня это очень дорогой фильм. В какой-то мере он дал всем нам путевку в жизнь.
 
Удавшиеся картины, навскидку, что называется: "Два билета на дневной сеанс",  "Одинокая женщина желает познакомиться", "Батальоны просят огня", "Бедная Саша", "Ты у меня одна", "Большая перемена".
 
Жаль, что есть фильмы, которые я считаю очень хорошими, но их мало кто видел. "Желание любви" по Куприну. Картина не попала в форматы - телевизионные, экранные. Или фильм Сережи Соловьева "О любви" по чеховским произведениям. Есть вещи, которые остались где-то в углу, но они мне дороги. Может быть, когда-нибудь придет и их черед…
Александр Збруев выглядит настолько несопоставимо с возрастом, что это уже стало основой для шуток. "Смотрите, сын того самого Збруева идет!" - выдал по его поводу однажды драматург Григорий Горин. Фото: photoxpress.com
 
Свою роль знаю лучше зрителя
 
- Абдулов рассказывал, что ваше появление в театре можно услышать издалека по постукиванию - когда вы идете на спектакль, стучите всюду по дереву (дверям, стенам)…
 
- Да. У меня есть такая привычка (посмеивается). Кто-то через левое плечо плюет и выходит на сцену. Кто-то крестится. Кто-то стучит по дереву. А я и поплюю через плечо, и постучу по дереву, и перекрещусь - все вместе.
 
- До сих пор волнуетесь, выходя на сцену?
 
- Нет. Как правило, ты на репетициях понимаешь, что спектакль есть, состоялся. И появляется некая уверенность. Значит, и ты в нем состоялся. Я же свою роль знаю лучше, чем зритель, сидящий в зале. Это не только режиссерская и авторская фантазия, но и моя. То, как я для себя эту роль приблизил, - мое, авторское…
 
- Вот, например, очень неожиданное: вы сыграли Сталина в голливудском фильме Кончаловского "Ближний круг".
 
- Я совсем не похож на эту личность. Но было интересно. И работать с режиссером. И сама роль. Потом, снимала голливудская студия. Было любопытно, как вообще актеры там живут, готовятся к роли. Мы снимали на английском языке. И если бы режиссер был американец или англичанин, может быть, я и не попал бы в этот фильм. А с Андроном я по-русски во время репетиций говорил, а уже на английском воплощал то, что он мне предлагал. 
 
О ЛИЧНОМ 
 
Люблю дочерей одинаково
 
- Любовь в вашей жизни...
 
- Это особое состояние. Если встречаешь любовь, состояние твое внутреннее какое-то возвышенное. Словно поднимает над землей.
 
- У вас две дочки - одна рождена в браке с Людмилой Савельевой, вторая - от актрисы Елены Шаниной… Любовный треугольник?
 
- Любовные треугольники были у многих - Тургенев, Бунин, Пастернак… Осуждать любовные треугольники - это ханжество. Давайте не будем ханжами. У нас с Леной была любовь - родилась дочь Танечка, и это большое счастье.
 
- Вы признавались, что ваша общая дочь с Людмилой Савельевой Наташа очень ранима, писали, росла болезненным ребенком. Вы одинаково любите дочек или кого-то больше?
 
- Я люблю их одинаково. А как иначе? Любой родитель своих детей любит  одинаково. Может, предпочтение отдаешь тому, кто болен: ему надо больше помочь, больше отдать времени. Или порадоваться за того, у кого очень-очень хорошо. Родители желают добра всем своим детям.
 
- Ваш герой Ганжа в "Большой перемене" написал: "Счастье - это когда тебя понимают". Согласны?
 
- Что такое счастье? Это очень философский вопрос. В двух словах не скажешь. Не знаю, что это такое. Но тем не менее да, всем хочется счастья...