22 декабря
Загрузить еще

На съемках фильма "Узник замка Иф": Самохина крутила роман с Лицитисом, а Скляр по ночам горланил песни

На съемках фильма
Фото: Актерский состав во время съемок неслабо гулял в гостинице «Экран».

Этот фильм стал, пожалуй, одним из самых богатых по своей съемочной географии в СССР: Одесса, Крым, Ленинград, Рига и даже Франция. А режиссер отснял столько материала, что картину решено было поделить на три части, каждая из которых длится более часа.

"Фараона" сыграл "Товарищ"
 
- Это было золотое время отечественного кино! - с ностальгией вспоминают конец 1980-х сотрудники Одесской киностудии. - Тогда режиссеру не нужно было думать, как сэкономить на том, на этом. Если сюжет картины заводил зрителя во Францию, то снимали и в Париже, и в Марселе - никто не мелочился! Бюджет выделили большой.
 
- Работа над картиной началась в 1987 году, сначала были командировки в Ригу, Ленинград, а уже потом мы приехали в Крым, - рассказал "КП" художник-декоратор картины Виктор Фомин. - В Гурзуфе, его окрестностях и под Алуштой снимали сцены с парусником "Товарищ", который в фильме называется "Фараон". Было еще одно судно, поменьше. На нем бежавшего из замка Иф графа Монте-Кристо подбирают рыбаки. Эту шхуну к крымскому побережью пришлось по рекам везти из Ленинграда. Все плавсредства, конечно, декорировали под старину. 
 
Сцена самого побега Монте-Кристо из тюрьмы снималась также в Крыму недалеко от Гурзуфа. Киношники долго искали натуру, пока не увидели высокую скалу с обрывом, у подножия которой расположен грот. Именно оттуда сбросили мешок с муляжом беглеца. 
 
Тюрьма из пенопласта
 
Сцену маскарада, который по сюжету проходил в Риме, снимали в Казанском соборе (Ленинград). А Екатерининский дворец и сад (г. Пушкин) превратили в замок Отейле. Но основная работа над фильмом велась в павильонах Одесской киностудии. 
 
Начальник цеха декораций Одесской киностудии Петр Мендрик.
- Здесь были построены декорации трактира Кадруса, камера и коридоры тюрьмы, а также улицы города, - рассказал "КП" начальник цеха декоративно-технических сооружений Одесской киностудии Петр Мендрик. - На изготовление каждой ушел минимум месяц. Сложнее всего было работать над декорацией тюрьмы. Дело в том, что камера, где сидел граф Монте-Кристо, строилась отдельно от длинного коридора с арками. Стены были выполнены под камень и состарены, изготовить их было сложнее всего. Все сделано из пенопласта, который вытравливали растворителем и красили. 
 
Эту декорацию специалисты Одесской киностудии строили чуть ли не два месяца. 
 
- Пол в коридорах тюрьмы был специально оббит железными листами, - вспоминает Петр Марьянович. - Это нужно было для того, чтобы цепи, в которые были закованы узники, волочась, издавали жуткий скрежет и лязг. 
 
В отеле актеры всем мешали спать
 
Кстати, неприступные, казалось бы, решетки тюрьмы были изготовлены из дерева. Но не все в декорациях было бутафорией. Камень, который в камере графа Монте-Кристо закрывал тайный лаз, был настоящим. Его нашли на одной из одесских строек. 
 
- Булыжник весил около двадцати килограммов, - говорит специалист. - Такой вес был необходим, чтобы актер, поднимающий его, в кадре выглядел естественно. Ведь если бы мы поставили кусок пенопласта, это было бы заметно. 
 
Жили артисты в гостиницах. К примеру, в Одессе "прописались" в профильном отеле "Экран". 
 
- Моя знакомая была в то время директором этого отеля, - поведал один из сотрудников киностудии. - Она рассказывала мне по секрету, что как-то ночью постояльцы пожаловались на сильный шум из номера, где жили актеры. Открывает она двери и видит такую картину: выпившие Михаил Боярский, он же Фернан де Морсер, и Анна Самохина, которая играла Мерседес, храпят на кровати, а Игорь Скляр, исполнявший роль Бендетто, во всю глотку орет песни под гитару.  
 
К слову, на студии вспоминают, что киношная красавица Мерседес на съемках вовсю крутила роман с прокурором де Вильфором, которого сыграл лысоватый Арнис Лицитис. 
Большинство декораций было сделано из пенопласта. 
 
Мундиры "под золото" расписывали герметиком 
 
Попотеть, воссоздавая дух старой Франции, пришлось не только декораторам. Огромную работу проделали сотрудники киностудии, занимавшиеся подбором одежды и нужного реквизита. 
 
 - Почти все костюмы шились по оригинальным эскизам художников. В основном все производилось в Питере на "Ленфильме",- рассказала "КП" начальник цеха подготовки съемок Одесской киностудии Лидия Аблаева. - Достать в СССР нужные ткани было крайне сложно. Приходилось договариваться с комиссионными магазинами, "пробивать" расширенные лимиты на закупку. Дошло до того, что обычным герметиком расписывали мундиры под золото. Он был желтого цвета и, когда застывал, выглядел вполне естественно. Огромное количество ваз было заказано на стекольном заводе во Львове. Покупали и старинную мебель, которая сейчас хранится на складе. 
 
ИЗ ФИЛЬМА СЛОВ НЕ ВЫБРОСИШЬ 
 
✪ - Кем был этот труп?
- Министром Бонапарта. Ну а теперь будет корм для рыб.
✪ - Мне нравится, как вы улыбаетесь. Прежде чем заплакать от моих слов, умные люди всегда улыбаются.
✪ - С такой скоростью говорят только итальянцы. Им слишком много надо сказать себе, чтобы успокоиться.
✪ - В замке Иф я самая популярная фигура. Когда сюда приезжает инспектор, ему первым делом показывают меня и спрашивают, сколько у меня миллионов.
✪ - Мы не можем не отвечать за наших отцов.
✪ - Зло нельзя победить, ибо борьба с ним и есть жизнь.
✪ - Я не хочу рисковать вашими головами, друзья мои. Это самое слабое место в моих планах.
✪ - Я не горд, я счастлив, а счастье ослепляет гораздо больше, чем гордость.