16 ноября
Загрузить еще

Эльдар Рязнов: "Я живу только благодаря своей жене Эмме"

Эльдар Рязнов:
Фото: Про жену Эмму Эльдар Рязанов говорит, что они как два коня, которые кладут голову на холку друг другу. Фото: Russian Look.

Перед днем рождения Эльдар Рязанов не сидел сложа руки - напротив, отправился в Самару на открытие памятника Юрию Деточкину из "Берегись автомобиля". "Знаете, я теперь редко выбираюсь за пределы Москвы, - признался режиссер, - все-таки годы уже не те. Но такое событие пропустить не мог!" Несмотря на то что на публике Эльдар Александрович держался молодцом, было видно, что поездка отняла у него много сил. И сразу после возвращения из Самары Рязанов отправился отдыхать на свою подмосковную дачу. "Круглая дата? Друзья, он давно уже не отмечает круглых дат!" - удивилась просьбе об интервью его жена Эмма Абайдуллина. Впрочем, чуть раньше Эльдар Александрович все-таки пообщался с корреспондентом "Комсомолки".

"МНОГО ЛЕТ Я НА ОБОЧИНЕ КИНОПРОЦЕССА"

- Я в последние годы крайне неохотно общаюсь с журналистами, - устало говорит Эльдар Рязанов. - Дело не в том, что я на что-то обижен. Просто... вопросы одни и те же уже на протяжении 20 лет. А ваш брат еще сильно удивляется, когда я отсылаю его к своей книге "Грустное лицо комедии". Но я же не со зла! Я эту книгу писал всю жизнь - там все и про меня, и про актеров, и про мои фильмы написано, мне нечего добавить.

- Последнее издание книги, однако, вышло в 2010 году.

- Верно. И если вы заметили, у этого издания есть подзаголовок - "Наконец подведенные итоги". Мне уже много лет, и у этого возраста есть одно удивительное свойство - с одной стороны, время летит необычайно быстро, с другой - больших событий в жизни не происходит. Что произошло за эти два года? Я много болел, перенес несколько операций, провел пару месяцев в больнице... Вы не подумайте, я не жалуюсь. Просто я отдаю себе отчет - все, пора на покой. Я больше не буду снимать фильмы, писать книги и проводить творческие вечера. Конечно, я снял далеко не все, что мне хотелось. Но сейчас просто нет сил заниматься неосуществленными замыслами. Кино - дело молодых, у них есть энергия, и главное - они находятся внутри кинопроцесса. А я уже много лет на его обочине.

"ЗА "КАРНАВАЛЬНУЮ НОЧЬ-2" МНЕ НЕ СТЫДНО!"

- Ваши фильмы, снятые в 90-е и 2000-е, многие сравнивали с вашими ранними работами. И сравнение выходило не в их пользу.

- Конечно, "Карнавальную ночь-2" можно было сделать гораздо лучше. Но она ведь и стала результатом фантастической случайности. Я уже рассказывал как-то, что сделать мне ее предложил Константин Эрнст, когда в разговоре с ним я обмолвился о 50-летии первой "Карнавальной ночи". И он предложил сначала построить павильон - такой же, как в моей дебютной картине. Ну а дальше я сам предложил ему сделать продолжение с новыми актерами и с учетом современных реалий. Вот только между началом съемок и премьерой на Первом канале прошло всего три месяца. Я никого не виню, сам согласился делать картину в столь сжатые сроки. Но в итоге процесс съемок был, наверное, самым ужасным временем в моей жизни - мне было физически плохо. Конечно, я знаю, что большинство восприняло этот фильм негативно. Но было много и положительных отзывов. Разумеется, я не причисляю "Карнавальную ночь-2" к числу лучших своих работ. Но мне за нее не стыдно, потому что это не халтура, а результат серьезного труда, который на нашем телевидении встретишь редко.

- Последние две картины - "Андерсен. Жизнь без любви" и "Музыка жизни" далеки от комедийного жанра. Почему вышло так, что вы - один из самых успешных комедиографов нашей страны - в зрелом возрасте начали снимать кино, вам несвойственное?

- Я давно хотел снять биографию датского сказочника, однако к началу 2000-х успел перестать мечтать об этом. Серьезно, я думал, что моим последним фильмом станет "Ключ от спальни". Но вот как-то раз меня пригласили на встречу с Путиным. И он под конец беседы спросил о моих творческих планах. Никаких особенных творческих планов у меня тогда уже не было, но признаваться в этом президенту было неловко. И я ляпнул: "Хочу снять кино про Андерсена". Путин пообещал помочь. Так все и закрутилось. То есть "Андерсен" стал результатом чистой случайности. Однако это, конечно, счастливая случайность.

- Вы и сейчас ничего не планируете?

- Отчего же? Я планирую умереть. Не надо драматизировать мои слова, я говорю их спокойно и без всякого надрыва.

- Ну а как же роль того самого случая? Повторись сегодня история с президентом и "Андерсеном"...

- Не надо, не заканчивайте, я понял вашу мысль. Я бы ответил честно, что ничего не планирую, что хочу, но уже не могу. Знаете, довольно тяжело наблюдать, как уходят твои друзья. Их уже много ушло. Эмиль Брагинский, Нина Скуйбина (вторая жена режиссера. - Ред.), Миша Матусовский... Начинаешь чувствовать себя очень одиноким человеком.

- Но у вас есть любящая жена Эмма.

- Правильно. Можно сказать, что я живу только благодаря Эмме. Всегда в жизни нужно находить хотя бы какой-то смысл. И я такой человек - могу долго хандрить. В последней главе своей книги я написал про нас с Эммой такую фразу: "Мы с ней как лошади, которые кладут головы одна на холку другой". И мне нечего к этому добавить. Она мне часто говорит: "Ты, главное, за меня держись". Вот я и держусь... 

Эльдар Рязанов на съемочной площадке "Жестокого романса" с Ларисой Гузеевой и Никитой Михалковым. 1983 год. Фото: Russian Look.

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ 

В юности Рязанов взял все заботы о семье на себя 

В 1950 году Эльдар Рязанов с отличием окончил ВГИК. До сих пор в архивах Института кинематографии хранится личное дело знаменитого выпускника. Листаю это дело: вроде бы ничего примечательного - ни справок о приводах в милицию, как в личном деле Василия Шукшина, ни выговоров за прогулы, как у актрисы Екатерины Васильевой. Почти стерильная биография. Но все-таки попались на глаза два любопытных документа.

Ходатайство студента Рязанова перед дирекцией института об освобождении от платы за обучение, так как его семья находится в ужасном положении. "Отец, на иждивении которого я находился, третий месяц лежит в Боткинской больнице, болен туберкулезом. Мать попала в автомобильную катастрофу и сломала три ребра. Младший братишка болен скарлатиной, так что на мне лежат все заботы о существовании семьи и заплатить взнос в настоящее время я не в состоянии". Вот через какие трудности и невзгоды прошел Эльдар Рязанов в юности, они и закалили его характер.

Второй документ - письмо маститого режиссера Рязанова к проректору ВГИКа, написанное уже в 2005 году. Рязанов как раз поступил на службу в Комитет по культуре мэрии Москвы и там в отделе кадров чиновники-крючкотворы потребовали диплом, подтверждающий, что он действительно режиссер.

"Поскольку я пятьдесят лет проработал на "Мосфильме", то за эти бурные десятилетия мой диплом куда-то затерялся, - пишет проректору Эльдар Рязанов. - Очевидно, тех фильмов, которые я поставил, недостаточно, чтобы я подтвердил, что могу работать режиссером-постановщиком. Поэтому прошу вас помочь в получении диплома-дубликата. Как сейчас помню, защита состоялась 1 апреля 1950 года, то есть пятьдесят пять лет назад. Насколько мне не изменяет память, получил диплом с отличием, а председателем ГЭКа был один из авторов "Чапаева" - С. Д. Васильев".