В сердце Европы будут представлены работы одного из самых ярких и загадочных отечественных скульпторов ХVIII века Иоанна Георга Пинзеля. Уже сегодня в Лувр прибыли 27 уникальных деревянных сакральных барочных скульптур. Ни одна в пути не пострадала. Проект был задуман еще в 2009 году, с одной стороны, - Министерством культуры в Украине, а с другой стороны - посольством Франции в нашей стране. Однажды прикоснувшись к скульптурам Пинзеля, французы по-хорошему потеряли покой, поскольку увидели шедевры искусства, способные действительно удивить Европу.
Четыре года ушло на подготовку проекта. Работы Пинзеля для этой выставки предоставили четыре музея - Музей Пинзеля Львовской национальной галереи искусств, тернопольские областной краеведческий и художественный музеи, а также Музей искусств Прикарпатья из Ивано-Франковска. Самая большая скульптура в экспозиции - "Святой Иоанн" (высота 176 см), самая маленькая - "Святой апостол Иаким" (высота 72 см).
Любопытно, что скульптур на самом деле должно было быть 28, но одну из них, которую организаторы выставки увидели в церкви одного тернопольского села, местные жители отдать во Францию отказались.
На реставрацию и транспортировку работ в Париж украинская сторона потратила более 2,5 миллионов гривен. Этап реставрации оказался неимоверно сложным. Дело в том, что все свои скульптуры для церквей Пинзель создавал из дерева, которое покрывалось позолотой. За три века дерево источил шашель, а местами оно и вовсе превратилось в труху. Реставраторы воевали с плесенью, грибком и параллельно осуществляли дезинфекцию и дезинсекцию, без которой работы не могли быть вывезены из страны.
- Одно из гениальных творений Пинзеля - скульптура Самсона, состоящая из шести фрагментов, была в ужаснейшем состоянии, - рассказывает директор НИИ реставрационного центра Украины Светлана Стрельникова. - Осыпающуюся с нее позолоту реставраторы буквально собирали вручную и возвращали на место.
Со скульптуры св. Иоанна, которая пережила самую сложную реставрацию, специалисты по миллиметру счищали белую краску, чтобы вернуть ей изначальный позолоченный вид, и заполняли пустоты, выеденные шашелем.
Большая часть работ была создана скульптором в костеле села Годовицы (Львовская обл.). Внутренний вид этого костела будет воссоздан в экспозиции Лувра. При этом сам костел, который является памятником архитектуры, на сегодняшний день в ужасном состоянии. Но в ситуации есть просвет.
- Эта история (выставка Пинзеля в Лувре. - Прим. авт.) станет стимулом, чтобы позже отреставрировать все скульптуры мастера, а также костел, - сказал министр культуры Украины Михаил Кулиняк.
В свое время огромный вклад в исследование творчества мастера и сохранение его наследия внес ныне покойный директор Львовской национальной галереи Борис Возницкий. В 70-е годы он разыскивал скульптуры Пинзеля по всей Львовщине, спасал от пожара, буквально вынимал шедевры из мусора и в результате собрал самую большую коллекцию его произведений. Спустя десятки лет его старания станут достоянием всего мира. Жаль только сам Борис до этого момента не дожил.
- Благодаря этой выставке Лувр открывает Иоанна Георга Пинзеля миру, позиционируя его как скульптора мирового уровня. В наше время такие художественные открытия являются настоящей редкостью, - резюмирует министр культуры.
Посол Франции в Украине Ален Реми тоже полон самых хороших предчувствий от предстоящего события:
- Я рад, что благодаря такому замечательному художнику, как Иоанн Георг Пинзель, в течение трех месяцев Украина будет в центре внимания Лувра и всей Франции.