7 ноября
Загрузить еще

Для съемок "Маленькой Веры" выбрали мариупольскую хрущевку

Для съемок
Фото: Основная часть съемок проходила в обычной хрущевке на окраине. Фото: кадр из фильма.

Приезд московской съемочной группы горожане не сразу заметили. Время было странное, переходное. Да и сами киношники не произвели на людей особого впечатления: снимали в обычной пятиэтажке, каких здесь сотни. Не было ни масштабных сцен, ни декораций, ни костюмов… Да и сам Пичул - скромный 26-летний сын рабочего местного меткомбината и служащей швейной фабрики - никак не походил на "режиссера из Москвы". 

Тогда никто даже не догадывался, что на их глазах создается последний культовый фильм советской эпохи.

Пятиэтажка на улице Ломизова выглядит так же, как и четверть века назад. Фото: Павел Колесников. 

С финанси­рованием помог тесть-шишка  

Выбрав Мариуполь (в то время Жданов), киношники попали в точку. Более контрастного места, как и требовал сценарий, сложно было найти не только в Украине, но и во всем СССР. Сочетание звуков расслабляющего морского прибоя и резких заводских гудков, свежий бриз и бесконечный смог меткомбинатов, ошалевшие от солнца курортники и поджаренные у мартенов работяги... Обычная для города картина: люди едут отдыхать на пляж на Камазе, а мимо жилого дома, где во дворе малыши резвятся на качелях, проносится грузовой состав.

У Зои Радченко киношники брали будильник. Фото: Павел Колесников. 

Кстати, все это понял и оценил не "местный" Пичул, а его жена Мария Хмелик. Побывав с мужем в гостях у его родителей, она была потрясена увиденным. И когда деньги на съемки фильма были найдены (поговаривают, что с финансами помог отец Марии Александр Хмелик, работавший тогда заместителем  главного редактора киностудии имени М. Горького), вопрос был решен - снимать только в Жданове! 

Соколов наслаждался вином и пляжем

На все лето 1987 года киношники поселились в центральной гостинице города "Спартак". Она ничем не отличалась от сотен других, разбросанных по всей стране: гнутые алюминиевые вилки в буфете, горячая вода по часам, застиранные до дыр простыни… Впрочем, приехавшую с Пичулом молодежь это не смущало. Привыкли. Кстати, в группе собрались не просто актеры-дебютанты, а, как сказали бы сегодня, - мажоры! Кем был папа Марии Хмелик, вы уже знаете, лучшую подругу Веры в фильме сыграла Александра Табакова - дочь Олега Табакова. Да и сама Вера - Наталья Негода - тогда переживала бурный роман с Михаилом Ефремовым, и тоже была на слуху. 

Дебютанты Наталья Негода и Андрей Соколов после выхода на экран "Маленькой Веры" стали настоящими звездами. Фото: кадр из фильма. 

В перерывах между съемками Негода откровенно скучала. Как позже вспоминал Василий Пичул, как-то она с подругой Сашей Табаковой пропала на три дня. В город как раз приехал с гастролями "Ленком", и девушки устроили с коллегами многодневную вечеринку. А вот другой главный герой картины Андрей Соколов, проведенное в Мариуполе лето вспоминает с теплотой: мол, пляж, домашнее вино, арбузы - что еще нужно для счастья?  

Заводские трубы на фоне морского пейзажа производят гнетущее впечатление. То, что и нужно было режиссеру. Фото: кадр из фильма. 

У жильцов "того самого" дома брали посуду

Главной площадкой, где разворачивался сюжет, стала обычная квартира в хрущевке № 15 на улице Ломизова на окраине города - ее киношники взяли в аренду. За прошедшие годы в этом доме мало что изменилось. Хозяев знаменитой квартиры застать невозможно: соседи говорят, что живут на две страны. Муж - гражданин России, жена - Украины, вот и кочуют все время. Но съемки здесь помнят во всех подробностях, как будто все было вчера. 

- Вот здесь стояла беседка, там ходил поезд - паровоз. Помню, киношники у кого-то посуду брали, у меня - будильник. Мне повезло: я работала уборщицей, поэтому мне разрешали в подъезд входить. Так что артистов видела как вас сейчас. Все такие молодые, красивые… А для остальных поставили специальную загородку во дворе, они оттуда смотрели, - вспоминает жительница дома Зоя Радченко.

В Мариуполе за четверть века тоже немного перемен случилось: с площадей убрали памятники Жданову, из парковых аллей - портреты партийных вождей. Но все так же дымят заводские трубы, а в хрущевках подрастают новые "маленькие Веры". Город готов к приезду нового Пичула, вот только нужно ли кому-то сейчас проблемное кино?  

После "Веры" к известному артисту Юрию Назарову - непьющему! - приклеилась слава алкоголика: очень уж талантливо сыграл отца героини. Фото: кадр из фильма. 

ЭТО ИНТЕРЕСНО 

В СССР фильм посмотрели почти 55 млн зрителей. Это последнее кино в Советском Союзе, собравшее аудиторию больше чем в 50 млн.  

Фильм шёл в прокате и в США и собрал там $1,2 млн.

Картина взяла целый букет статусных наград: специальный приз на МКФ в Монреале, призы за женскую роль на МКФ в Чикаго и на фестивале молодых актёров в Женеве, премия "Феликс" за сценарий, главный приз на МКФ дебютов в Анже.

Наталья Негода стала первой актрисой из СССР, которая снялась на обложке "Плейбоя". 

ИЗ ФИЛЬМА СЛОВ НЕ ВЫБРОСИШЬ 

  • - А какая у тебя книжка любимая?    - "Капитанская дочка". Там начало хорошее: "Береги честь смолоду!"
  • - Ну шо ты за мужик - ни выпить с тобою, ни поговорить!
  • - Витя, ну с каких это пор у нас на дорогах доллары валяются!
  •  - Выпить с друзьями - закон. А с любимой семьёй тем более.
  • - Тост: вперед и с песней!
  •  - Твоя дочь - шлюха портовая! - Твоя тоже.
  •  - Погуляем? - Я на танцах танцую!
  • - Ну что, пойдем? -Куда? - Замуж.

 

БЫЛ ЕЩЕ СЛУЧАЙ

На камеру дрались по-настоящему 

Фото: кадр из фильма. 

Самым массовым эпизодом в фильме стала сцена на городской дискотеке. В Мариуполе это место до сих пор называют "клеткой", хотя танцы здесь давно уже не устраивают. 

Мариуполец Геннадий Ливенцов (в кадре вверху он слева) снялся в массовке в сцене драки на дискотеке. Фото: Павел Колесников. 

На танцплощадке снимали сцену "общения" района на район. Но несмотря на то, что участников массовки отбирали на кастинге и обещали каждому 3 рубля за съемки, получилось так, что противоборствующие в кино стороны представляли реально враждующие районы "Город" и "Новоселовка". Когда эпизод был снят и режиссер скомандовал "стоп", участники так раззадорились, что и не думали останавливаться. Пришлось милиции через громкоговоритель утихомиривать дерущихся. Те остановились, но вместо того, чтобы выстроиться в очередь за гонорарами, по привычке бросились врассыпную. 

Эту историю рассказал нам мариуполец Геннадий Ливенцов, который сам принимал участие в массовке. В кадре из фильма он - крайний слева. А рядом он же, но уже в 2012 году.