Загрузить еще

Фильму "Неоконченная пьеса для механического пианино" - 35 лет

Фильму
Фото: Никите Михалкову пришлось сыграть в фильме небольшую роль вместо утвержденного на роль, но пострадавшего в аварии Евгения Стеблова (на фото ниже). Фото: Кадр из фильма

Кинодраме "Неоконченная пьеса для механического пианино", признанной одним из лучших ­отечественных фильмов о русской интеллигенции, стукнуло 35 лет. Сценарий к ленте режиссер Никита Михалков написал на пару с актером и драматургом Александром Адабашьяном. Мы попросили его рассказать историю картины.

Забытая тетрадь

- Началось с того, что Никите Михалкову подарили книжечку - малоизвестная пьеса юного Чехова "Безотцовщина". Мы заинтересовались, стали наводить справки. Выяснили, что в 17 лет Чехов написал пьесу (впервые в жизни) в пять актов с убийством и самоубийством, цыганами и железной дорогой, в общем, всем, что мог написать молодой человек, полный энергии. Пьесу отнесли Ермоловой, которая потом молча эту тетрадку вернула. Молодой литератор нигде больше о ней не вспоминал. После его смерти нашлась копия... И вот мы с Никитой загорелись снять фильм по Чехову. Подали заявку, но она с год пылилась безнадежно. А потом выяснилось, что до выполнения плана киношникам не хватает одной единицы. Стали думать, что можно быстренько запустить, вспомнили про нашу заявку. Вызвали нас, спросили, есть ли у нас готовый сценарий. Мы сказали: "Да", - хотя у нас ничего не было. "Приносите". - "Ну, надо поправить, он не совсем готов". - "Сколько может стоить фильм?" Мы назвали заниженную сумму - порядка 300 тысяч рублей. Нам дали "добро".

Евгений Стеблов. Фото: Кадр из фильма

Подходящая натура нашлась в Пущине. Новенькая гостиница для киногруппы, в 150 метрах - заброшенная усадьба с полуразвалившимися постройками, остатками парка с лестницами, скульптурами, на берегу реки. То, что нужно. Мы с Никитой заселились в гостиницу и сели за написание сценария, который родился за полтора месяца.

Писали вдвоем. Когда общую конструкцию придумали, то делали так: подробно разбирали две сцены. Затем расходились писать каждый свою. Встречались, зачитывали. Спорили и ругались. Но приходили к консенсусу и брали две следующие сцены.

Придумали, что должно быть неудачное самоубийство. Хотели приписать поступок героине Саше. У Чехова она кончает самоубийством. Но потом решили отдать эту сцену главному герою.

"По пьесе Платонов погибает, убитый Софьей, - вспоминает Михалков. - Мы от этого отказались. Мне кажется ошибкой писателя то, что его Иванов застрелился. Застрелиться может человек, способный на поступок. Чеховские герои поступков не совершают. Таков и Платонов".

Соловей нянчилась с младенцем

На главную мужскую роль Михаила Платонова сразу же утвердили Александра Калягина, которому Михалков поставил условие похудеть. Актер сел на диету из одной гречневой каши и за месяц сбросил 25 кг.

- Из суеверия он не говорил, что худеет для роли, а на расспросы, почему он так тает, отвечал, что само собой получается. В театре решили, что он серьезно болен, - вспоминает Адабашьян.

Людмила Гурченко перед съемками получила травму и не смогла сыграть в "Пьесе..." Фото: Кадр из фильма

На роль генеральши Войницевой приняли Людмилу Гурченко. А на роль Трилецкого - Евгения Стеблова. И вдруг перед съемками случилось сразу два ЧП: на мюзикле "Мама" Гурченко сломала ногу. А Евгений Стеблов, которому уже были пошиты костюмы для роли Трилецкого, попал в ДТП и слег в больницу с переломами.

"Пришлось в срочном порядке заменить Гурченко Антониной Шурановой, а играть Трилецкого я уговорил самого Михалкова, который оказался одного роста со Стебловым, и пошитые костюмы ему пришлись впору. Правда, роль Трилецкого пришлось урезать, - говорит Адабашьян. - Но и это не все. Утвержденная в картину Елена Соловей, для которой мы писали роль Софьи, перед съемками родила и сообщила, что не может сниматься, берет годичный отпуск для ухода за ребенком.

Начали снимать похожую на нее актрису, и быстро стало ясно, что она не вытянет роль. Она это поняла и сама ушла с картины. Михалков вызвал своего помрежа - женщину, которая дружила с Соловей, и умолял ее любыми путями привезти ему на съемку Елену. Говорил: что хочешь делай - похить ребенка, но чтобы Соловей была!

И вот наш помреж просидела полдня в кустах возле дачи Соловей, дождалась, когда она пойдет гулять с коляской, бросилась ей в ноги, рыдала, что, если вернется на съемочную площадку одна, то Михалков ее уволит или повесит и будет она приходить к Соловей во сне со следом от веревки на шее...

В общем, Ленка сдалась. Уговорила мужа ее отпустить и приехала из Ленинграда к нам на съемки вместе с младенцем, пеленками, сосками, бутылочками.

На съемках Елене и ее малышу создали все условия. Наняли нянечку. Составили график кормления. Но через месяц молоко у нее пропало - сказалось нервное напряжение съемок…

Актеры частенько после съемок неспешно возвращались в гостиницу, ведя светские беседы - вживались в роли. Фото: Кадр из фильма

Съемки - как праздник

- Снимали мы по театральному принципу - много репетировали, а только потом делали дубли. Из-за этого съемка получалась четко и тонко выстроенной, - рассказывает Адабашьян. - Михалков говорил: "Мы тратим пленку, а артисты - себя".

Сложился такой уклад. Каждый вечер после съемок играли в футбол, потом шли на Оку купаться. Договорились, что все обращаются друг к другу на "вы" и по име­ни-отчеству. От гостиницы к усадьбе всегда шли пешком, вели неспешные беседы о погоде, чтобы ощущалась атмосфера того времени. В общем, сейчас все вспоминается как сплошной праздник, хотя на самом деле не все было просто и весело.

Александр Калягин похудел для роли на 25 килограммов. Фото: Кадр из фильма

Роман в кино и в жизни

По сюжету между Платоновым и Сашенькой случается взаимное притяжение, которое в итоге ничем не заканчивается. А вот между исполнителями этих ролей Калягиным и Евгенией Глушенко за кадром ­произошел настоящий роман, вылившийся в законный брак.

Калягина роль буквально вымотала:

- Когда я посмотрел черновой вариант фильма, не узнал сам себя и испугался. Мне показалось, что это провал. Но Никита мне тихо-тихо на ухо сказал: "Запомни, ты сыграл свою лучшую роль!"

Награды

Исполнитель главной роли фильма "Неоконченная пьеса для механического пианино" Александр Калягин был удостоен в 1977 году Специального приза жюри за исполнение роли Платонова на МКФ в Картахене (Испания) и приза "Большая золотая раковина" на фестивале в Сан-Себастьяне (Испания), в 1978 году фильм получил Гран-при Союза художников кино и телевидения Югославии на Фестивале авторского кино в Белграде, премию "Золотой Хьюго" на МКФ в Чикаго (США) и итальянскую национальную кинематографическую премию "Давид ди Донателло".
Александр Калягин похудел для роли на 25 килограммов.