Загрузить еще

Неординарная "Орда"

Неординарная
Фото: «Орда» делает упор на аутентичность, большая ее часть идет на монгольском языке. Субтитры, естественно, имеются. Фото kinopoisk.ru.

"Орда" не похожа на советский исторический фильм, картина сработана по "международным стандартам", с прицелом на зарубежный прокат и с упором на аутентичность. Большая ее часть, как и положено, идет на монгольском языке, а происходящему на экране веришь, даже если хана изображает Андрей Панин, несколько окосевший благодаря гриму.

Изображая Орду местом, куда добровольно не захочешь отправиться в отпуск, Прошкин-младший (его отец - классик советского исторического кино Александр Прошкин, снявший множество лент - от "Михайлы Ломоносова" до "Доктора Живаго") тем не менее старается блюсти равновесие и приличия, не впадая в русофильский раж, что вдвойне похвально, учитывая то обстоятельство, что картина произведена компанией "Православная энциклопедия". Но временами этот фильм не может преодолеть громоздкости своей сценарной конструкции. Авторы как будто не решили для себя, что они снимают: то ли историческую фреску, погружающую зрителей в каждодневные ритуалы и особенности политического устройства монголо-татарского ханства, то ли локальную историю о том, как митрополит Алексий (кажется, лучшая на сегодня работа Максима Суханова в кино), рискуя собой, отправился в Орду исцелять внезапно ослепшую ханшу Тайдулу (Роза Хайруллина, заработавшая приз за лучшую женскую роль ММКФ) и поначалу не оправдал возложенных на него надежд. За что и хлебнул по полной - четверть фильма, по старой доброй, идущей еще от Куросавы и Тарковского традиции, разворачивается в грязи и лошадином дерьме. Если считать центральной именно эту вполне увлекательную и поучительную историю (драматург Юрий Арабов продолжает разбираться с теорией и практикой "христианского чуда"), то можно сказать, что "Орда" начинается на полчаса раньше, чем следовало, и заканчивается на полчаса позже, чем надо. Впрочем, два достойных фильма в одном - это все же лучше, чем ни одного.