"Комсомолка" разыскала режиссера фильма Андрея Киора, который вспомнил, как ему работалось с мэтром, рассказал, что осталось за кадром этих съемок, и поделился с нами отрывком из одного из последних интервью актера.
Для того чтобы взять интервью для своего фильма, Андрей Киор прошлым летом приехал в Мариуполь на съемочную площадку сериала "Однажды в Ростове", который стал для Богдана Ступки одним из последних масштабных проектов в кино.
"При работе над фильмом было несколько мистических знаков"
- Андрей, о чем ваш фильм?
- "Тайна казацкого храма" - это документальное кино, над которым я работал три года. Его можно назвать даже журналистским расследованием месторасположения древнего казацкого храма XVI века. Некоторые могут называть его первым казачьим храмом. Находился он именно в Мариуполе, на берегу Азовского моря. В архивах о его существовании - всего пару строчек. Свидетельств нет, одни легенды. Мы занялись тем, что стали по крупицам раскапывать эту историю. Но я не хочу, чтобы фильм считали религиозным. Это просто расследования, которые мы вели три года, нашли старожилов, которые вспомнили истории прадедов об этой церкви. В этом же фильме переплелись истории знаковых людей - таких как Богдан Ступка, легендарных украинцев. Их взгляды на нашу историю, их жизненные ориентиры. И вот признаюсь, что я человек прагматичный, но начали происходить такие события, которым и объяснение трудно найти!
- Например?
- Дело шло достаточно долго. Первое время я отчаивался - выйти на след древнего храма никак не удавалось! И тут был первый знак. Как-то утром моя жена рассказала странный сон: учитель музыки, одетый в рясу, за руку водил ее по Мариуполю и показал этот Свято-Николаевский храм… Мы пошли на авантюру и отправились проверять. Приходим во двор местного "Энергонадзора", который она видела во сне, и там в зарослях видим 1,5-метровую кладку из кирпича. Ну вот как это объяснить? 500-летний возраст нашей находки потом подтвердили две радиоуглеродные экспертизы.
- Как вам удалось пригласить в фильм Богдана Ступку?
- Это еще одно удивительное стечение обстоятельств. Именно Мариуполь выбрал Константин Худяков для съемок сериала "Однажды в Ростове". Когда съемочная группа приступила к работе, я тут же отправился на площадку. И каждый день туда ходил.
|
- Добивались встречи со Ступкой?
- Это был отвлекающий маневр (смеется). Мы хотели примелькаться режиссеру и съемочной группе, чтобы нас принимали за своих и не гнали с площадки. И вот в одном из перерывов нам удалось попасть к Богдану Сильвестровичу. Я объяснил ему идею своей картины и честно признался, что очень хочу записать с ним интервью для нашего документального кино. Он тут же согласился! И вот так, прямо в гриме картины "Однажды в Ростове", на улице, мы записали наше часовое интервью. В это время у всех актеров был обеденный перерыв, но Богдан Сильвестрович им пожертвовал - мол, когда еще выдастся время в таком плотном графике.
"Фильм выпущу после выборов"
- О чем был ваш разговор?
- Прозвучали такие вещи, откровения, которые удивят многих. Широкой публике они точно не были известны. Есть вещи, которые запали в память. К примеру, чего стоит его фраза: "Ты просто проводник: то, что тебе дали родители и Господь Бог, ты должен отдать людям. Не спиться! Не скурвиться! Вот и все, понимаете?.. В этом мудрость. А ходить, задрав нос, - я вас умоляю, кому это надо?" Разговор получился очень личный, в чем-то очень не простой. Я задал ему вопрос: не тяжело ли вам с такой ответственностью? Ведь Бортко назвал вас олицетворением нации, в словаре Американской киноакадемии фигурируют только две фамилии украинских кинодеятелей - Довженко и Ступка…
- Какие еще откровения прозвучали из уст Богдана Сильвестровича?
- Он сказал: "Я живу легко! Эти громкие слова - их люди придумывают. Мне помог в этом смысле Антон Чехов. Когда-то он написал такой рассказ - "Архиерей". Мне очень нравится чеховское мышление. У него самая большая похвала - это "хорошо". Никаких "гениально", "фантастически", то и это… И в фильме, который снимали по чеховскому "Архиерею", главный герой на смертном одре говорит: "Я думал, что жизни конца и края не будет! Какой я архиерей? Мне бы приход в сельской местности!", и там же фраза: "Я ниже всех". Потому что когда ты выше всех - появляется гордыня. А это самый большой грех. Это не ты сыграл Тараса Бульбу. Это папа с мамой дали способности, и Господь Бог сказал: "Будешь талантливый, будешь мучиться". Потому что талант не есть большая радость. Это же мучение для окружающих, для семьи, жены, детей, такая вот штука…"
- Когда планируете запустить "Тайну казацкого храма" в прокат?
- Сейчас мы работаем над монтажом. Съемки шли в пяти городах, в постановочных сценах мне удалось договориться об участии Алины Гросу, она моя однокурсница во ВГИКе. Я не хочу выпускать фильм до выборов, чтобы никто не привязал политику. Но думаю, к зиме картина выйдет на экраны.
|
Фото из личного архива Андрея Киора.
ИЗ ПЕРВЫХ УСТ
Богдан СТУПКА: "Если к вам обращаются "мастер" - вы все равно ученик!"
Фрагмент интервью Богдана Ступки мариупольскому режиссеру Андрею Киору.
А. Киор: - Вы снялись почти в сотне фильмов. Был ли в вашей практике такой режиссер, который особенно удивил вас своим подходом к работе?
Б. Ступка: - Меня трудно удивить… Я такой человек, покладистый. Я доверяюсь режиссеру, потому что он в голове держит всю картину, а я только свою роль, и то не до конца. Если режиссер талантливый, умный и подсказывает умнейшие вещи, моя задача - это сделать! Правда, иногда приходится обманывать режиссера - и в театре, и в кино. Говоришь: "Понял!", но играешь так, как ты думаешь… А он реагирует: "Это именно то, что я хотел!" Как говорил Леша Сафронов (российский продюсер), "много рек есть в Советском Союзе, но не все они впадают в Каспийское море". Так что тут много-много всяких ручеечков, интриг и так далее - понимание, приспособление, обман друг друга… И это хорошо.
- Наверное, самый часто задаваемый вам вопрос - о роли Тараса Бульбы?
- Я вообще никогда не думал, что могу играть Бульбу. Потому что по своим взглядам я не самурай, который ищет смерти - "За родину!" и так далее... Я либерал, понимаете? И Бортко надо было это все выжигать из меня, этот либерализм. Надо было шашкой махать, резать, драться. И я никогда не отождествлял себя с Тарасом Бульбой. Но мы делали так, по-своему. Наш Бульба не был такой, как на картинках его рисовали.
- Истинный казак - человек глубоко верующий. Насколько казацкое начало и православная вера присутствуют в вас в реальной жизни, вне кадра?
- В реальной жизни я, во-первых, не православный по крещению. Во-вторых, я не казак. Я такой, как говорится, из интеллигентной семьи, родители пели в оперном театре, вся моя семья там работала. Но я хорошо знаю и деревню, и город. Наполовину сельский, наполовину урбанист. Я приезжал к дедушке, пас коров, курил кизяк сушеный. И это помогает мне в моей работе. А вера… Бог-то один! Пути к Господу разные, а какая разница? Но верить надо.
- Кино эксплуатирует образы, созданные вами в театре?
- Когда-то я встречался со знаменитым американским актером Керком Дугласом - дело было в Белграде в 1972 году. Он спросил: "А в Советском Союзе какие есть учебные заведения для актеров?" Ему сказали: "Есть ГИТИС - театральный институт и ВГИК - кинематографический". Он удивился: "Я не понимаю, как это может быть? Ведь основа профессии одна - и для кино, и для театра!" Знаете, есть такое стихотворение Ивана Франко - его очень любила Анна Ахматова и перевела на русский язык: "Жизнь коротка - искусство бесконечно. / И творчество измерить не дано. / Ты опьяненье видел в нем одно, / Его считал забавою беспечной, / Но безгранично выросло оно…" И он заканчивает: "Творец - всегда sempertiro!" - "Творец - всегда ученик!" Понимаете? Даже если к вам обращаются "мастер" - вы все равно ученик! Если вы человек творческий. Потому что вы не можете все понять в этом мире.