26 ноября
Загрузить еще

Алексей Душка: "Они все такие "холосые-холосые", аж тошнит..."

Алексей Душка:
Фото: Алексей Душка не боится судебных исков связанных с его профессиональной деятельностью. Фото предоставлено телеканалом «1+1»

- Все врут! - как говорит доктор Хаус. Но некоторые врут масштабно, с размахом… и с негативными последствиями для других. Ими и занимается команда Алексея Душки в проекте "Территории обмана" на "1+1".

- Алексей, как вы собираете материал, если никто не хочет выглядеть в плохом свете?

- О, это сложно, очень сложно. Первым делом мы ищем людей. У нас есть три реальных направления: первое – официальное. Направляем официальные письма сразу нескольким компаниям. Находим самых больших производителей. Если мы отправим одному или двум, нам скажут: "Ага! Вас заказали!" Поэтому отправляем нескольким, тем, кто на рынке считаются 4 самыми крупными компаниями в каком-то определённом направлении. Сейчас мы сделали только несколько программ: о курице, о бензине и о бытовой химии. Мы знаем, что работают несколько компаний. Мы каждой направляемписьмас одними и теми же, причём официальными, совершенно понятными вопросами. Нас интересует вот это, вот это и вот это. Перед этим мы обязательно общаемся со специалистами в этой сфере, которые не заинтересованы говорить нам неправду. То есть мы приезжаем к учёному, который выводит курицу, к ученому, который занимается исследованиями бензина, к учёному, который занимается тем, как действует бытовая химия на человека. К сожалению, большинство хороших учёных прикармливаются этим бизнесом.  Но когда ты им звонишь и говоришь: "А давайте не на камеру. Давайте вот сейчас мне: какие мне нужно задать вопросы вот этому вот бизнесу?" Тогда они соглашаются. Это первое, откуда мы получаем информацию.

Второе – сами же предприятия, когда они видят письмо, смотрят, например: "Мы хотели бы узнать, каким образом происходит то-то и то-то. И почему в этом случае выделяется хлор, например…". Они понимают: мы об этом уже всё знаем. Что же делать? Вот некоторые таким образом нас пускают. Причём пускают предприятия уверенные в себе. Но, опять же, у большого бизнеса таких предприятий 100, 50, 60. Одно хорошее, 10 хороших, а все остальные – мягко говоря, не очень…

И третий вариант – когда мы находим людей, которых грызёт совесть. Они очень умные, очень справедливые внутренне люди. Они понимают, что это нехорошо отчасти. Они понимают, что это компания, которая тупо зарабатывает бабки на людях. И он готов слить эту информацию. Но, не может открыть своего лица по одной простой причине.

- Потому что он – сотрудник этого предприятия?

- Он – сотрудник этого предприятия. Всё, завтра его уволят. А он получает хорошую зарплату. И поэтому мы не заявляем что "компания такая-то".  По сути, если ко мне придёт прокуратура и скажет "А ну расскажите - кто!", я того человек не могу подтвердить. Я намного больше знаю, чем могу сказать. На самом деле, правильно – государство демократическое. Я его таким считаю. Попыток судебных исков у нас уже было две.

- Не страшно всё время выступать в роли раздражителя, который постоянно наступает кому-то на больной мозоль?

- Нет, не страшно. А что сделаешь? Мы не говорим о середине 90-х, мы не снимаем программу о криминале. Там по-другому решаются вопросы. Это всё-таки компании, которые имеют большое лицо, крупные инвестиции, большие доходы. Если бы меня хотели, мягко говоря, "замочить"… Вот я вышел с работы, ко мне сзади подошли – тук по голове – всё, убили. Но суть же не в этом. Они действуют другими методами. Они пытаются действовать через руководство. Пытаются действовать какими-то звонками, что "мы на вас в суд подадим", "да мы вас…", "да у нас бюджет только на адвокатов – такой…!. Я говорю: "Хорошо-хорошо…" Хорошо, это я уже слышал. Схема по звонкам у всех фактически одинаковая. У меня такое ощущение, что они прошли какие-то курсы по работе с журналистами.  Да, оно неприятно, конечно, когда тебе уже в 10-й раз звонят, рассказывают одно и то же. У нас же тоже есть замечательные юристы, которые каждый раз отсматривают программу перед выпуском. За что я им тоже очень благодарен. Они помогают решить какие-то спорные моменты.

Но, опять же, страдает зритель. Мы пытаемся завуалировать подачу, чтобы это не было обращено против определённой компании, потому что на нас могут подать в суд и сказать, что это информационная война против них. Это самая больная тема. Мы не можем сказать, что одно молоко лучше второго или один бензин лучше второго с названием его марки. Мы можем говорить только о качественных вещах. Условно говоря: если вы приходите, а молоко жёлтое, это не молоко. Приходите туда, где бензин оранжевый – это не бензин. Опять же, только умный зритель это понимает. К счастью, у нас таких много. 

- Какие темы намерены разрабатывать в ближайшее время?

- В ближайшее время у нас уже разработаны программа о золоте в Украине – как его проверять и какое золото мы видим в наших магазинах. У нас уже есть программа о красоте, о том, как красота влияет на здоровье. О том, что на самом деле делают для удешевления производства в мире косметики. Ещё у нас есть программа о молоке, из чего делают молоко. Есть программа о рыбе, о транспорте. И у нас есть замечательная программа о депутатах! Я вот очень ее жду. О том, сколько стоит украинцам содержание депутатов и окупаются ли они вообще. Вот от этой программы я жду больше всего звонков, причём от конкретных уже личностей. Потому, что у них же скоро выборы и они все такие "холосые-холосые", аж тошнит.

ГДЕ СМОТРЕТЬ

"1+1", понедельник 22.15

О ЧЕМ ПРОЕКТ

Журналисты и ведущий программы "Территория обмана" Алексей Душка проводят исследования бытовых и жизненных вопросов, например таких - какая бытовая химия нас убивает? Что мы едим в курятине кроме курятины? или о золоте, которое не содержит золото… "Мы покажем, где, почему и на чем нас обманывают. Цель программы "Территория обмана" повысить осведомленность людей, заставить наших производителей изготовлять более качественную продукцию и поднять общую культуру потребления. Ведь мы имеем право знать, за что платим и что потребляем" - отмечает продюсер программы Максим Шиленко.

Каждый выпуск длительностью в приблизительно 45 минут посвящен отдельной теме.