"Завтра" (Россия)
Конкурс документального кино
Знакомьтесь: Вор, Коза и Леня
Е...тый. Те самые рассерженные молодые люди, что нарисовали на питерском мосту многометровый половой член, выразив таким образом свое критическое отношение ко всему устройству жизни в современной России. Члены радикальной арт-группировки "Война", вывернувшие наизнанку принятые в "приличном обществе" нормы и представления о прекрасном. Кто-то считает их хулиганами и вандалами. Кто-то видит в их небезопасной деятельности последовательное воплощение антибуржуазных художественных принципов и протестных настроений - тем более что им подвержено сегодня все больше людей.
Лента подробно демонстрирует подготовку нескольких акций "Войны" (от срыва висящего в воздухе баннера во славу полиции до подъема патрульных машин). Но начинается все с... воровства еды - для членов "Войны" это не просто асоциальное деяние, но художественный жест: его актуальность невозможно не оценить в стране, где воровство в особо крупных размерах возведено в норму, а в тюрьму отправляются стрелочники, укравшие банку консервированных огурцов. Члены арт-группы осознанно выбрали себе незавидную судьбу жертв, "стрелочников", чтобы явить на всеобщее обозрение этот жестокий абсурд.
К своему первому показу в России фильм Андрея Грязева подошел в ореоле скандальной славы. После показа картины на Берлинском фестивале против нее неожиданно выступили сами ее герои. Видимо, сочли свое изображение недостаточно героическим.
"От любви хлебнешь по полной" (Гонконг)
Программа "Русский след"
|
Несколько любовных историй смешано в гремучий коктейль в этом весьма фривольном для китайцев зрелище, снятом, впрочем, не на "материке", а в более либеральном Гонконге. Геи, лесбиянки, инцест, "мягкое порно", плавно переходящее в чуть более "твердое"... В общем, ничего необычного для фестивального кино. Примечательно, однако, то, что самые забористые эротические сцены озвучены любимым нашими зрителями саундтреком из телефильма "17 мгновений весны" сочинения Микаэла Таривердиева. "Облаком, синим облаком", "Не думай о секундах свысока", но особенно полюбилась гонконгским кинематографистам знаменитая музыкальная тема, звучащая за кадром в сцене безмолвной встречи Штирлица с женой. На ее чарующем фоне и разворачиваются основные совокупления - воображение само дорисовывает на месте извивающихся желтых тел белые, дородные тела Штирлица и его несчастной супруги, явно лишенной таких радостей... Под эту же прекрасную мелодию ревнивый любовник отрезает голову изменившей ему блуднице: от любви, предупреждает фильм, можно хватить по полной.
"Все копы - ублюдки"
(Италия). Основной конкурс
|
Это не первый фильм о зверствах итальянской полиции. Прозвучавшая лента "Диас" Даниэле Викари (на ММКФ демонстрируется в программе "Хорошие, плохие, злые") напомнила миру о малопонятной жестокости, с которой итальянский ОМОН в 2001 году расправился с антиглобалистами во время саммита G8 в Генуе. Герои новой картины тоже принимали участие в этих кровавых разборках. В режиме компактно уложенной в полтора часа "мыльной" драмы режиссер Стефано Соллима знакомит нас с обстоятельствами жизни своих героев, с тем чтобы доказать аксиому, обратную вынесенной в название.
Фильмы, снятые с той или иной мерой сочувствия по отношению к бойцам ОМОНа, неизбежно вызывают упреки в апологетизации грубой силы. Впрочем, основная мысль этой картины - власть нарочно делает из "плохих полицейских" козлов отпущения, вынужденных принимать на себя злость, ненависть и отчаяние доведенных до безумия масс, - не кажется такой уж далекой от истины.
"Рай: Любовь" (Австрия).
Программа "8 1/2 фильмов"
|
В картине выдающегося австрийца Ульриха Зайдля ("Собачья жара") рай выглядит следующим образом: курпулентные престарелые австрийки штабелями лежат под солнцем Кении, смело подставляя ему свои бока (по объемам целлюлита на квадратный миллиметр кадра этот фильм бьет все рекорды), а стоящие на стреме африканские "пляжные мальчики" по первому свистку готовы удовлетворить любой их эротический каприз. Послушав более опытную товарку, успевшую преуспеть в любовных похождениях с африканцами, главная героиня Тереза с готовностью принимает желаемое за действительное. Ей, как и остальным обалдевшим от вседозволенности австрийским свиноматкам, кажется, что молодым африканским самцам нужно от них что-то помимо долларов. В очередной раз разочаровавшись в любви, Тереза становится на тропу войны и адаптирует тактику холодного "юзерства". Задрав подол, дама требует от интеллигентного кенийского бармена куннилингуса, когда же тот, сославшись на культурные различия, бросает в лицо обнаглевшей бабище свое решительное "нет", бесцеремонно выставляет его за дверь. Половое сношение между представителями двух цивилизаций возможно, утверждает Зайдль, но невозможна любая другая форма коммуникации. Кроме самой примитивной "товар - деньги - товар".
"Клип" (Сербия)
Программа "Хорошие, плохие, злые"
|
На глазах созревающая девочка не желает иметь ничего общего со своей семьей, с умирающим отцом, с понаехавшими его хоронить родственниками, с постылым обучением в средней школе, с коммунальной помойкой вокруг нее, поскольку переживает первое в жизни сильное чувство - слишком сильное, чтобы его пережить. В этот сюжет, достойный студии Горького, сербская дебютантка Майя Милош вносит существенный элемент новизны. В отличие от своих безнадежно непорочных сверстниц, обитающих лишь в фантазиях режиссеров, сербская малолетка Ясна переживает не поэтическую влюбленность, а эротический шок от интимного знакомства с юношей чуть постарше ее, которого она со знанием дела обслужила оральным образом в школьном туалете. Этот процесс, как и все последующие, фиксировался отроковицей на мобильный телефон, с которым Ясна, ясное дело, не расстается.
Упомянутый в названии "клип" - это сделанное камерой телефона хоум-видео, крупным планом запечатлевшее свежевыбритые (прямо в кадре) девичьи прелести героини. Его она демонстрирует своему избраннику с благородной целью привлечения внимания. Далекая от стариковского ханжества девушка-режиссер сходным образом предъявляет зрителю отчет о проделках Ясны в актуальном формате хард-порно. Главную героиню играет девочка, которой на момент съемок было 14 лет, поэтому в порносценах, выполненных размашисто, на весь экран, были задействованы дублеры, а некоторые части тела подменялись имитаторами. Что, впрочем, не смягчает шокового эффекта от просмотра картины, уже успевшей собрать призы на уйме кинофестивалей - от Роттердама до Буэнос-Айреса.