"Это сумАсшедшая идея!"
Понятно, почему Голливуд в лице продюсера Тима Бертона предложил проект именно Бекмамбетову. После "Дозоров" он считается большим специалистом по затейливым историям "про вампиров". Его "Линкольн" снова делит мир на светлых и темных, людей и прикидывающихся таковыми вампиров. Но если в "Дозорах" фоном кровавых разборок выступала постсоветская реальность, то в "Линкольне" завиральный сюжет о 16-м президенте США, всю свою жизнь положившем, оказывается, на изничтожение вампиров, аккуратно вплетен в контекст американской истории.
- Я специалист не только по вампирам, но и по "жизни замечательных людей", - смеется Тимур.
- Вы имеете в виду рекламные ролики банка "Империал"?
- Да, "Линкольн" - это продолжение и сочетание моих предыдущих достижений. В основе здесь история про охотника за вампирами, которую я рассказывал в "Ночном Дозоре", а "Президент Линкольн" - это отсыл к рекламе, которой я занимался в 1990-е годы, рассказывая про замечательных людей.
- Вам не предлагали снимать "Сумерки"?
- Предлагали, я встречался с продюсерами. Но романтическую историю про вампиров я уже рассказал в "Дозорах". Что такое "Сумерки"? Это же история про вампира Костю, влюбленного в Жанну Фриске. Не могу сказать, что я отказался от работы над "Сумерками", просто это не стало реальностью.
- А "Линкольн" почему стал?
- Потому что это сумасшедшая идея! Как можно взять фигуру, на которой основана вся американская государственность и идеология, и сделать его охотником за вампирами? Уложить его борьбу за освобождение рабов в поэтическую жанровую форму?
- По-моему, продюсеры сознательно бросили на эту амбразуру режиссера-иностранца.
- Да, война разворачивается серьезная. Мнения о фильме в США диаметрально расходятся.
"Я в командировке по обмену опытом"
- Это, наверное, как если бы вы здесь про Ленина, допустим, кино сняли.
- Про Ленина? Да кого он интересует? У нас вообще такой фигуры, как Линкольн, нет. Меня постоянно спрашивают, о ком в России можно было бы снять кино, чтобы оно имело столь же сильное провокационное действие. Думаю, что, наверное, только о Путине.
- Когда я смотрю ваши американские и русские картины, у меня складывается впечатление, что…
- …их делали два разных человека.
- Скажем так, что тот человек, который работает в Голливуде, чувствует себя более свободным.
- Наиболее свободным я был в армии. Потому что мне говорили: вставай, ешь, одевайся, беги, стреляй, спи.
|
- Какая же это свобода?
- Ты не должен принимать решения - это и есть свобода. Голливуд - это очень серьезная машина. И она катится. Ты делаешь одно движение, а последствий от него еще на месяц…
- А в русских ваших картинах чувствуется какая-то зажатость между майонезом, Первым каналом и Кремлем - всех надо удовлетворить.
- Да? Знаете, майонез и Первый канал я очень люблю, Кремль уважаю. Но если серьезно, то это просто другая игра. Какая из игр лучше - морской бой или шахматы?
- Вам приходилось говорить Голливуду: "Извините, у меня елки"?
- Приходилось - и в прямом, и в переносном смысле. В сентябре прошлого года, когда мне нужно было заниматься "Линкольном", я висел на телефоне и менял сценарий, чтобы к Новому году выпустить вторые "Елки".
- А зачем, извините, они вам нужны?
- Там я в гостях, в командировке по обмену опытом. Вот вы сейчас анекдот обыграли про артиста и елки. Вы не представляете, как мне это все близко! И какое мне доставляет удовольствие то, что мы по-русски сейчас говорим. Я и ТВ "КП" смотрю. Мне очень важно то, что происходит в России. Мне очень важно, как пройдет здесь "Президент Линкольн". Здесь моя аудитория. И этот фильм для нее.
Фото Ларисы КУДРЯВЦЕВОЙ ("Экспресс газета").
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Тимур БЕКМАМБЕТОВ. Родился 25 июня 1961 года в городе Гурьев, Казахстан. Учился в Московском энергетическом институте, окончил факультет живописи Ташкентского театрально-художественного института. С 1989 года работает в рекламе.
Поставил фильмы "Пешеварский вальс", "Гладиатрикс". С картиной "Ночной Дозор" вошел в высшую лигу мировой кинорежиссуры. Дебютировал в Голливуде фильмом "Особо опасен", ставшим мировым хитом.
Сотрудничество с Тимом Бертоном начал с совместного продюсирования мультфильма "9".