БЕЗ ИНТРИГИ
Накануне церемонии закрытия в Каннах разразился многочасовой ливень с громом и молниями, которые словно бы прогнозировали то состояние, в которое погрузит некоторых наблюдателей решение жюри, явившее из себя смесь недопонимания с недомыслием.
Конкурс этого года был довольно сильным и интересным, хотя добрая треть представленных в нем произведений являлась откровенным балластом и наблюдалось большое количество откровенно провальных работ - как классиков, так и подававших надежды кинематографистов ("Космополис" Кроненберга, "За холмами" Мунджу, "Как некто влюбленный" Киаростами).
Тем не менее если в прошлом году еще до начала фестиваля было ясно, что "Золотую пальму" непременно отдадут "Древу жизни", то в этом столь же однозначного фаворита не было, как не было, с моей точки зрения, и шедевров. Скрепя сердце, в фавориты и шедевры можно было зачислить "Любовь" Михаэля Ханеке, которой и досталась в итоге "Золотая пальма". Вероятно, это и вправду "шедевр", но из тех, которые, при всем почтении, не сильно хочется снимать с пыльной полки.
|
Не лучший опус выдающегося австрийского режиссера (его предыдущий фильм "Белая лента" три года назад удостоился "пальмы" куда более заслуженно) - еще одна хроника объявленной смерти (в мучениях умирает старушка, за ней ухаживает ее еле живой супруг), окрашенная, впрочем, в сочувственные тона, весьма редкие для автора "Пианистки" и других не менее жестких картин. Так, залетевший в квартиру к парижским пенсионерам голубь в "Любви" выбирается из нее живым, птичке в "Белой ленте" повезло меньше: ей ножницами отрезали голову.
|
За этот неожиданный гуманизм Ханеке, думается, и был вознагражден жюри под председательством итальянского режиссера Нанни Моретти, известного своим пристрастием к общечеловеческим ценностям. Особо было подчеркнуто, насколько сильно режиссер обязан двум своим действительно прекрасным актерам - 85-летней Эмманюэль Рива и 82-летнему Жан-Луи Трентиньяну. Последний, с огромным трудом выйдя на сцену, уже своим появлением заставил зал расчувствоваться. Попробуй тут не награди!
В ПЛЕНУ ШТАМПОВ
Столь же предсказуемым образом решилась и судьба Гран-при. Его итальянец Нанни Моретти просто не мог не выписать итальянцу Маттео Гарроне за сатирическую трагикомедию "Реалити". По сюжету неапольский продавец рыбы (сыгранный непрофессионалом, отбывающим уголовный срок) мечтает попасть в реалити-шоу с такой остервенелостью, что у него едет крыша: реальность отступает под натиском желания стать частью "реалити".
Как и картина Ханеке, работа Гарроне (это второе каннское Гран-при режиссера, первое настигло его за "Гоморру") очень традиционна, если не сказать старомодна, и апеллирует к зрительской ностальгии по классическому авторскому кино.
Чтобы хоть как-то уравновесить респектабельный, но мертвящий консерватизм с живительной "дикостью" современного молодого кино, жюри обратилось в противоположную сторону и из всех имевшихся в конкурсе выкрутасов и экспериментов выбрало самый худший - вещь мексиканца Карлоса Рейгадаса c непереводимым названием Post tenebras lux.
Автора этой непроходимой мути, полной заскорузлых штампов "авторского кино" в самом худшем смысле этого слова (от издевательств над собаками до антисанитарного группен-секса), которому явно не дает покоя "Зеркало" Андрея Тарковского, вознаградили призом за режиссуру.
|
Столь же тонкое понимание современного кино обнаружило жюри, выписав сразу два приза неудачной картине румына Кристиана Мунджу "За холмами" и таким образом продлив агонию окончательно выдохшейся "новой румынской волны".
История о монашке и ее бывшей любовнице, сделавшейся бесноватою в православном монастыре, размазана на изнурительные два с половиной часа и полна бесконечных повторов - как же не дать за такое приз за лучший сценарий? Актрисы Кристина Футур и Космина Стратан сделали все для того, чтобы зритель возненавидел их положительных героинь и желал им гореть в аду задолго до того, как их отправили туда православные монахи, - как же не отметить девушек как лучших актрис?
За мужскую роль был вознагражден датчанин Мадс Микельсен, эффектно сработавший в примитивно сделанной драме "Охота" Томаса Винтерберга. Его герой - детсадовский работник, обвиненный 5-летней девочкой в сексуальных домогательствах по причине неразделенной детской любви. Эту награду, как и приз жюри, доставшийся прелестной социальной комедии Кена Лоуча "Доля ангелов", можно отнести к разряду вменяемых.
Фото Рейтер.
Победители КаНН-2012
"Золотая пальмовая ветвь": "Любовь", режиссер Михаэль Ханеке (Франция)
Гран-при: "Реальность", режиссер Маттео Гарроне (Италия)
Приз жюри: "Доля ангелов", режиссер Кен Лоуч (Великобритания)
Лучший актер: Мадс Миккельсен (Дания) за фильм "Охота"
Лучшая актриса: Космина Стратан, Кристина Флутур за фильм "За холмами"
Лучший режиссер: Карлос Рейгадас (Мексика) за фильм "После мрака свет"
Лучший сценарий: "За холмами", режиссер Кристиан Мунджиу (Румыния)
"Золотая камера" за дебютный фильм: "Звери дикого Юга", режиссер Бен Зейтлин (США)
4 "Золотая пальмовая ветвь" за короткометражный фильм: "Тишина", режиссер Л. Резан Езилбас (Турция)
"Особый взгляд"
Главный приз: "После Люсии", режиссер Мишель Франко (Мексика)
Приз жюри: "Большая ночь", режиссеры Бенуа Делепин, Гюстав де Керверн (Франция, Бельгия)
Лучшие актерские работы: Сюзанн Клеман ("В любом случае Лоуренс", Канада), Эмили Декьенн ("Любить без причины", Франция)
Специальное упоминание жюри: "Дети Сараево", режиссер Айда Бегич