Кто "право имеет"?
Скандальная история вокруг имущества народной артистки СССР, легендарной балерины разразилась практически сразу же после ее ухода из жизни в 1998 году. 88-летняя Галина Сергеевна не оставила после себя прямых наследников, поэтому вопрос о том, кто "право имеет", оставался открытым вплоть до 2004 года.
Хранители Музея-квартиры Улановой вспоминают: бороться за добро Улановой начали "дальние родственники" примы, на поверку оказавшиеся самозванцами: суд справедливо пришел к выводу, что права на ее имущество лженаследники не имеют.
В 2001 году Московская налоговая инспекция, не дождавшись каких-то телодвижений от Министерства культуры, чуть было не стала распродавать личные вещи, находившиеся в ее квартире (в доме на Котельнической набережной). Многие тогда оценили фразу главного налогового инспектора Анны Рябцевой о том, что вещи балерины "не представляют никакой культурной ценности", что все, кроме одной медали, - ненужные "побрякушки"...
Претензии на наследие тогда предъявил Большой театр, которому Галина Уланова отдала всю жизнь: и после завершения карьеры балерины она преподавала здесь, растила учеников. Комиссия по сохранению наследия балерины даже приняла решение о передаче имущества в собственность театра. Но... Представители Большого подсчитали, во сколько им это обойдется, - и решили, что слишком уж дорого: они уверяли, что на содержание квартиры, оплату сотрудников музея, охрану и прочее им нужно порядка 400 тысяч долларов в год...
Финал у этой истории - не печальный. Потому что в результате наконец решили, что квартира станет мемориальной - под крылом Театрального музея им. Бахрушина.
|
В четырехкомнатных хоромах
...Мы побывали в доме на Котельнической набережной, где Галина Сергеевна прожила последние 46 лет жизни. Постояли, поговорили у подъезда с прохожими - никто и знать не знает, что тут после всех нескончаемых распрей в 2004 году наконец была открыта мемориальная квартира танцовщицы. Мы-то, разумеется, поднялись туда, на 6-й этаж, в квартиру 185. Хранители уверяют, здесь все - как при жизни Улановой:
- Все до мельчайших деталей, но драгоценности и ценные награды Галины Сергеевны хранятся в фондах Гохрана, так как обеспечить им должную охрану в жилом доме сложно, - рассказывает заведующая музеем Татьяна Каск. - Квартира три года стояла опечатанной, помимо бюрократических моментов, сложно было договориться с жителями дома, недовольными превращением квартиры в музей... С соседями договорились, установив особый порядок посещения музея, - по предварительной договоренности, в определенные часы. Но, несмотря на это, график музея расписан на несколько недель вперед. Только что, перед вами, проводили гостей из Японии... А многие соседи и сейчас не знают о существовании мемориальной квартиры в их доме, несмотря на памятную доску, вывеску перед квартирой. Даже в гости не заходят, хотя мы бы рады...
После переезда из родного Петербурга Уланова сменила не одну квартиру, прежде чем в 50-х получила в этом доме - самую большую, в главном корпусе со шпилем. Жилая площадь ее хором - 145 квадратных метров. До того как достроили главный корпус, Уланова жила в трехкомнатной квартире на 9-м этаже. Потом они с подругой, Татьяной Агафоновой - корреспондентом "Комсомольской правды", обменяли свои трешку и двушку на эту самую четырехкомнатную... С Агафоновой Уланова познакомилась во время одного из интервью. Они съехались и жили вместе. Татьяна скоропостижно скончалась от рака задолго до ухода из жизни Галины - та очень переживала и бережно хранила память о любимой подруге. Фото ее и сейчас стоит на буфете.
|
За что боролись
Собственно, ценность того, что хранит Музей Улановой, вряд ли можно выразить в цифрах с множеством нулей. Это ценность другого рода: сколько стоит наша память?
Вот уникальный балетный турник, у которого она танцевала с детства (до конца жизни балерина каждое утро проводила 40-минутные разминки). Фото то тут, то там. Вот четыре ее бывших мужа: Евгений Дубовской, дирижер Кировского театра; Юрий Завадский, худрук Театра им. Моссовета; Иван Берсенев, с которого начинался Театр им. Ленинского комсомола; и Вадим Рындин, когда-то главный художник Большого театра. В этой квартире она уже ни с кем из них не жила.
Мебель, которую она перевезла из Петербурга, родители приобрели еще на эрмитажных распродажах. Только стол со стульями и подзеркальник тут более-менее современные. "Это зеркало было в два раза шире - это половина того зеркала, что было в родительской квартире. Когда Галина Сергеевна поехала в Москву, они с мамой ровно наполовину разделили это зеркало и вторая такая половина осталась в родительском доме", - объясняет мне Татьяна Каск.
Небольшая спальня с видом на Кремль и храм Христа Спасителя. Односпальная кровать совсем малюсенькая: в балерине не было и метра шестидесяти, и весила она 48 кг до преклонных лет...
Прекрасно сохранился и гардероб танцовщицы. "Она предпочитала классику - была вне времен и вне моды, - продолжает хранительница музея. - Потому ее платья и сегодня кажутся современными и элегантными. А обувь она всегда носила итальянскую и на каблуке...
За год до смерти (от инсульта) балерина уничтожила дневники, которые вела всю жизнь. Ей не хотелось становиться объектом чьих-то пересудов. Парадокс для современного шоу-мира, но, может, и поэтому ее трудно вот так, р-раз, и стереть из памяти и из истории. Даже если кому-то когда-нибудь (не дай бог, конечно, но мало ли) снова захочется распродать все ее туфельки и "безделушки".
Фото Анатолия ЖДАНОВА и РИА "Новости".