Действие не самой знаменитой пьесы Шекспира его соотечественник Файнс перенес из Древнего Рима в безутешную сегодняшнюю действительность, так же, как и в описанные британским бардом времена, разрываемую войнами и кознями политиков. Свой дебют в режиссуре он снимал в современном Белграде, еще хранящем следы войны. А сыгранному им самим заглавному персонажу - бравому генералу, легкомысленно шагнувшему в Большую Политику, - придал черты сразу нескольких популярных ныне глав государств и правительств.
- Представляя "Кориолана" на прошлогоднем Берлинском фестивале, вы признавались, что частично списали его с Владимира Путина.
- Конечно, в буквальном смысле Путина Кориоланом не назовешь, ведь Кориолан - это прежде всего солдат. Но из того, что я слышу и читаю, я сделал вывод, что мистер Путин очень открыто выражает то, что у него на уме. Не стесняясь в выражениях и довольно презрительно по отношению к тем, кто ему не по душе. К компромиссам он, по-моему, не склонен, а в языке бывает довольно крут. Вам так не кажется?
Я использовал для образа Кориолана выражение конфронтации на его лице. Когда я начал собирать изображения, которые помогали мне в работе над фильмом, меня потряс портрет Путина, в котором он смотрит в камеру с какой-то невероятной силой. Возможно, он был слишком нарочит, но как отправной пункт для работы над образом этот портрет произвел на меня сильное впечатление. Я даже на стену его повесил! От него исходила очень сильная энергия. Вне зависимости от того, что вы думаете о Путине, у него имидж сильного человека.
|
- А вот газета "Нью-Йорк таймс" нашла в вашем Кориолане, наоборот, черты Обамы!
- Скорее уж республиканского кандидата в президенты Митта Ромни! Меня часто спрашивают, кого из политиков я имел в виду, снимая свой фильм. Одного конкретного политика я назвать не могу. Это собирательный образ государственного мужа с военным прошлым, чья фигура вызывает в обществе большие споры. Один из них - бывший израильский премьер Ариэль Шарон, в прошлом очень крутой военный лидер. Американский генерал МакАртур или даже генерал Шарль де Голль - он воевал в Первой мировой и поднялся на националистическом всплеске во Франции. В истории полно таких персонажей!
- Пьеса Шекспира, как и ваш фильм, повествующая об отношениях народа и власти, несовершенстве демократических процедур, обнаруживает пугающую схожесть с тем, что происходит последний месяц на московских улицах.
- Мне постоянно указывают на это по поводу самых разных политических событий. Год назад в Берлине все говорили о том, насколько революция в Каире перекликается со смыслом "Кориолана". Я же чувствовал актуальность этого материала уже во время съемок. Сколько раз за последние пять лет народ выходил из себя по вине политиков? Вспомните бунты в Париже, Афинах... Мы снимали наш фильм в Белграде - там при огромном стечении народа проходили уличные демонстрации против Милошевича, я использовал эти кадры в картине... Да и к моей родной Англии это все приложимо. Каждый день мы наблюдаем политиков, принимающих эффектные позы, раздающих интервью, манипулирующих избирателями, отправляющихся в супермаркеты пожимать электорату руки - чем они не римские трибуны из "Кориолана"? Все мы прекрасно видим эту натужную игру. И Кориолан ее видит. И сам ненавидит то, что мы ненавидим в политике. Чувствует, что, занимаясь этим делом, он предает себя... Думаю, что эта пьеса Шекспира никогда не утратит актуальности.
- Вы снимались у лучших режиссеров современности. Кто из них повлиял на ваш собственный режиссерский стиль?
- Я бы назвал Фернандо Мейреллеша, с которым мы сделали "Преданного садовника". У него очень подвижная ручная камера, с которой очень ловко управляется его оператор, она отлично работает на экранную энергетику. Такая манера съемки легко превращается в стилистическое клише, поэтому с ней надо знать меру. Вот почему я также восхищаюсь такими режиссерами, как Иштван Сабо и Дэвид Кроненберг, - они предпочитают неподвижные композиции. Я пригласил снимать "Кориолана" оператора Барри Эйкройда, с которым работал на "Повелителе бурь". Он великолепно управляется с ручной камерой, но при этом снимает картины Кена Лоуча, в которых камера почти неподвижна. Поскольку "Кориолан" - мой первый фильм, я очень непосредственно реагировал на все происходившее на площадке. Я не мог себе позволить слишком уж привередничать. Когда я сейчас смотрю свой фильм, я вижу все его недостатки, но замечаю и ту первозданную энергию, источником которой служил хаос на съемочной площадке.
- Как ветеран, сыгравший во множестве шекспировских пьес в кино и на сцене, что скажете на тему возобновившейся полемики: кто писал пьесы Шекспира?
- Дискуссия, по-моему, зашла в тупик. Мы что, как-то иначе будем относиться к "Гамлету" только потому, что его написал граф Оксфорд или Фрэнсис Бэкон? Основной аргумент "противников" Шекспира - то, что он со своим происхождением не мог знать многих вещей, о которых пишет. От этих слов мне становится как-то не по себе. Неужели для того, чтобы создавать шедевры, всего-то и нужно было иметь превосходное образование и путешествовать по всему миру? По-моему, человеческий гений и воображение могут создавать целые миры! В общем, я по старинке полагаю, что именно Шекспир из Стратфорда написал все свои пьесы!
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Рэйф Файнс родился 22 декабря 1962 года в Саффолке, Англия, в семье фотографа Марка Файнса и писательницы Дженнифер Лэш. Старший брат актера Джозефа, музыканта Магнуса, продюсера Софи и режиссера Марты Файнс. Учился в Колледже искусств и дизайна и Королевской академии драматических искусств. Снимался у ведущих европейских и американских режиссеров - Питера Гринуэя ("Дитя Макона"), Иштвана Сабо ("Вкус солнечного света"), Роберта Рэдфорда ("Телевикторина"), Стивена Спилберга ("Список Шиндлера"), Дэвида Кроненберга ("Паук"). Дважды номинировался на "Оскар".
5 лучших фильмов Файнса:
"Список Шиндлера"
"Английский пациент"
"Конец романа"
"Преданный садовник"
"Гарри Поттер и Кубок огня"