Картину представлял лично сын Владимира Семеновича - Никита (он же автор идеи и сценарист), а также исполнитель одной из главных ролей Андрей Смоляков.
- Этому проекту мы отдали пять лет жизни, рабочие смены длились по 12 часов, - поведал Никита Высоцкий. - Я очень волнуюсь о судьбе картины. Но она стоит того, чтобы ее посмотреть. Для меня важно, чтобы фильм был успешен. Я не собирался ничему учить молодую аудиторию или как-то угождать старшему поколению. Я хотел поделиться с людьми тем, что я знаю и помню о своем отце.
В картине идет речь о небольшом эпизоде из жизни Высоцкого: в 1979 году на нелегальных гастролях в Узбекистане бард переживает клиническую смерть. Чудом оставшись в живых, Владимир Высоцкий пишет одно из своих самых сильных стихотворений: "…мой хрип порой похожим был на вой, и я немел от боли и бессилья и лишь шептал: спасибо, что живой".
- Кто сыграл главную роль - даже не спрашивайте, все равно не расскажем, - заявил Высоцкий.
- Можно подумать, мы и так не догадались, - проворчали присутствующие в зале журналисты, которые еще до показа опознали главного героя по глазам, манере передвигаться и форме ушей. По мнению большинства, Высоцкого в картине сыграл Сергей Безруков.
Также в фильме талантливо сыграли Андрей Панин (личный врач Высоцкого), Максим Леонидов (его концертный директор), Оксана Акиньшина (Татьяна, возлюбленная Владимира Семеновича, собирательный образ всех его любимых женщин).
Во время съемок киношников сопровождали мистические события.
- Мы начали съемки два года назад, когда горели торфяники, - говорит Никита Высоцкий. - На киностудии никто не снимал, кроме нас. И вот представьте, в павильоне +60 градусов! Когда режиссер сказал: мотор! - взорвался и осыпался стеклом огромный осветительный прибор. "Это Владимир Семенович постучался", - сказал кто-то из группы.
Кстати, для многих неожиданно будет узнать, что энергичный, харизматичный, проникновенный Высоцкий был еще и мятущейся натурой, искренне переживающей за благополучие своих близких и друзей, ответственность за которых он нес всю жизнь. Сцена, в которой, засыпая, артист молится за всех своих родных, потрясает до слез.
Создатели картины не стали скрывать тот факт, что Высоцкий принимал наркотики. Но они, став одним из главных связующих звеньев тех событий в Узбекистане, в фильме отнюдь не главные. А главное - потрясающая тяга к полной жизни ("мне жить осталось на две затяжки"), любовь и ответственность: к слову, музыке, зрителям, людям, которые рядом, и женщинам.
Появление на экране живого "Высоцкого", который подделывает подпись худрука Таганки на характеристике, гоняющего по мрачной Москве на "Мерседесе", продирает по коже морозом. Да, из-за сложного грима мимика актера выглядит несколько картонной, да, голос мало напоминает того самого Высоцкого, но на это спустя каких-то десять минут перестаешь обращать внимание. Ведь так хочется, чтобы на экране на самом деле был он. Живой.
|
Андрей СМОЛЯКОВ: "Я облагородил работу кагэбэшников"
- Андрей, долго ли сомневались, прежде чем согласились на роль в этом фильме?
- Совсем нет! Причин, по которым я согласился, было несколько: во-первых, сценарий написал Никита Высоцкий, во-вторых, режиссер - Петр Буслов, которого я очень уважаю. Кроме того, мне очень понравилась моя роль.
- Но ведь роли полковников КГБ вы играли и до этого…
- Да, но мой персонаж иносказательно проходит путь от Жеглова к Шарапову и наоборот и выносит что-то новое для себя после общения с Высоцким.
- Консультировались ли вы перед ролью с бывшими кагэбэшниками?
- А мне это было не нужно! Я - человек пожилой и еще застал эпоху, когда они активно работали. Так что я имел возможность встречаться с ними. Это были неприятные встречи. Хотя один из них мне как-то сказал: ты своими ролями облагородил эту профессию!
А еще забавный случай был как-то в аэропорту Швеции: меня задержали и провели в комнату для осмотра. Заставили раздеться. Ну, я не выдержал и говорю: ребята, да я в вашем шведском кино агента КГБ играю! Они ничего не поняли, кроме этих трех букв, извинились и отпустили с миром.
- А с творчеством Владимира Семеновича вы как познакомились?
- Еще ребенком. Тогда в подъездах пацаны пели Высоцкого. Иногда по радио вдруг звучали некоторые его песни. Бывал на его концертах и спектаклях на Таганке, смотрел фильмы с участием Владимира Семеновича. Вот совсем недавно по ТВ показывали "Место встречи изменить нельзя", и я с упорством смотрел все серии подряд - не мог оторваться. Хотя уже видел, наверное, раз 25.
- К чему такая шумиха вокруг "таинственного" исполнителя главной роли? Его же по ушам вычислить можно!
- А я вот по глазам догадался, кто это. Но я вам скажу, что впервые увидел его на съемочной площадке с расстояния 10-15 метров и был просто поражен! Да, до этого мне показывали фото и видео, но вот так, вживую, это было нечто!
- Вам не кажется, что с таким гримом Высоцкого мог сыграть кто угодно?
- Да нет, что вы! Гример хорошо поработал, согласен, но все остальное – психика, образ, его нутро, динамика - это работа талантливого актера.
- Случались ли с вами курьезы на съемочной площадке?
- Всего один, но постоянный: на съемках в Узбекистане приходилось просыпаться в три часа ночи, чтобы к рассвету быть в пустыне. У всех был хронический недосып, кофе пили литрами. Я в шутку предложил тогда уж совсем не ложиться спать.
- В каких еще фильмах мы вас вскоре увидим?
- В конце зимы на телеэкраны выйдут два сериала с моим участием. И сейчас заканчиваю съемки в картине "Вий", где у меня главная роль отца Парисия. Это будет замечательное кино, в 3D - над ним работали пять лет, но все никак не получалось доснять.
- Из-за мистики, которая всегда сопровождает все постановки о Вие?
- Из-за финансового кризиса! А мистики я не боюсь никакой: ни литературной, ни киношной, ни театральной. Вот, говорят, Макбета играть на сцене - дурная примета. А я бы сыграл!