Свой эпохальный шедевр, изменивший не только мир современной музыки, но и мой личный внутренний мир - рок-оперу Jesus Christ Superstar, - Эндрю Ллойд Уэббер и Тим Райс написали (и записали) в 1970 году. Тиму Райсу тогда было 26 лет, а Эндрю Уэбберу - вообще мальчишка - 22! Через год, 40 лет назад, их творение представили на сцене.
На пластинке партию Иисуса исполнил невероятно популярный в те времена Йэн Гиллан, солист Deep Purple. Кстати, приглашали Джона Леннона, но тот отказался... Много копий было сломано в спорах об этом чуде. Вправе ли кто-либо из людей браться за сакральную тему? Можно ли бога представить поющим? И бог ли все-таки Иисус Христос или же человек? Церковь осудила произведение и запретила пастве слушать его, но этим только возбудила еще больший интерес публики. И что интересно: до сих пор музыка, ставшая нам за 40 лет близкой и родной, тревожит души.
Мы, советские ребята, услышали "Иисус Христос - супер-звезда" гораздо позже, году эдак в 1973-м. Я учился в портовом городе Одессе, где с пластинками было полегче, чем в срединной России (курсанты и моряки привозили из-за бугра музыкальные новинки). А примерно в 1974 году арию I Only Want to Say можно было уже слышать в ресторанах и на танцплощадках в исполнении самодеятельных музыкантов. Да-да! Танцевать под это не совсем этично, но удобно. Красивая мелодия, медляк, простор для хорошего голоса, а в слова особо никто и не вникал. Да и Евангелия в те времена мы не читали и в трагические тонкости конфликта Иуды и Христа особо не вникали. У нас в мореходке ношение крестика считалось позором, а человек верующий считался темным невеждой. Но музыка и мощный, местами душераздирающий вокал Йэна Гиллана нас, возросших на хоровых партийных ораториях, просто потрясли.
Шли годы, силы разума набирали силу, тучи мракобесия рассеивались над страной. В свободной продаже появилась запрещенная музыка, в видеосалонах - запрещенные фильмы. Вот и легендарный Гиллан приехал в Москву. Потом еще и еще раз. За ним Роберт Плант! Клэптон! Оззи Осборн! А за ними и все остальные. Мы увидели и услышали кумиров живыми и здоровыми... А отчего все это запрещали слушать, нам никогда не понять.
Однажды, лет пять тому назад, в Москве на премьере рок-оперы "Преступление и наказание" композитора Алексея Рыбникова я случайно повстречался с самим сэром Тимом Райсом, автором либретто Jesus Christ Superstar. Радости моей не было конца. Сэр Тим Райс отнесся к нашей встрече более сдержанно. Он оказался простым, остроумным и совсем не чопорным англичанином, именно таким, каким я и представлял себе автора любимой рок-оперы.
- Отчего у нас рок-оперы и мюзиклы не так популярны, как у американцев и британцев? - с присущей мне прямотой спросил я.
- Думаю, секрет в том, что надо уметь найти главную и острую тему, историю, которая интересна всем. История Христа - потрясающий сюжет. И тут уже все просто: только сочинить хорошее либретто и прекрасную музыку.
Всего-то? Я был приятно ошеломлен и слегка подавлен: до чего же, оказывается, просто великие рок-оперы создавать. С тех пор как эта тайна открылась, я так и жду: вот-вот и наши мюзиклы с рок-операми пойдут по миру триумфально греметь - и добрые сердца любителей правильной музыки станут биться сильнее.