Один из создателей фильма - сын гениального артиста - приехал в Киев, чтобы рассказать, как проходили съемки.
"ЭТА ИСТОРИЯ ПОМОГЛА ПОНЯТЬ ОТЦА"
- Никита, в фильме будут показаны пять дней из жизни вашего отца. Почему выбрали для экранизации именно этот период?
- Не хочу рассказывать весь сюжет, но эти несколько дней раскрывают его жизнь. Там было так все сконцентрировано: и конфликты его, и надежды, и проблемы, и победы, и трагедия, и любовь, и предательство…
Я жил с этой историей много лет. Мне ее рассказал отцовский товарищ актер Сева Абдулов - к сожалению, уже ушедший от нас. Рассказал на 9 дней отцовские... И эта история изменила мое собственное отношение к отцу. Ведь когда его не стало, мне было 16. И я, конечно, не то что недооценивал, я не понимал его и не мог понять. И вот эта история мне дала возможность это сделать, потому для меня она очень важна.
- В эти пять дней Владимир Семенович пережил клиническую смерть…
- Наша картина - это не история его болезни. Это крайняя, пограничная ситуация, в которой он оказался и вышел из нее со стихотворением. Это история создания одного поэтического текста.
- Что сыграло для вас ключевую роль при выборе актера на роль вашего отца?
- Мы пробовали многих, но в какой-то момент поняли, что без абсолютного внешнего сходства это не будет герой, которого можно было назвать Владимиром Высоцким. Отношение к нему очень тесно связано и с мифом о нем, и с каким-то таким представлением о его облике. Актер, сыгравший главную роль, смог выполнить задачу подобия. А это - грим, очень сложные съемки, очень сложная пластическая работа. Поэтому актер опытный, хороший, но мы его не называем.
- Скажите, а есть шансы угадать - кто это?
- Пока мы ничего не говорим, и в титрах фамилии этого актера не будет.
- А после фильма скажете?
- Честно говоря, это то, чего я бы хотел меньше всего. Можно гадать, но, мне кажется, имеет смысл попробовать нам поверить. Поверить, что дело не в том, кто играет, а в том, что будет происходить на экране.
ПРОЩЕ СДЕЛАТЬ ДИНОЗАВРА, ЧЕМ ЧЕЛОВЕКА
- Говорили, что самого Высоцкого будет играть не живой актер, а компьютер…
- Это невозможно. Например, "Аватар" - это очень сложная технология, но она не дает ощущения реальности. Очень легко сделать на компьютере битву динозавров, потому что толком никто не представляет, какие они были. И безумно сложно создать живого человека, потому что глаз заметит неправду, ведь с людьми мы сталкиваемся каждую минуту.
- То есть это все грим?
- Это грим, работа оператора, монтаж, и, безусловно, компьютерная обработка изображения. Мы на западном кинорынке сделали такой ход - вывели актера в образе Высоцкого. И это вызвало шок. Они сказали, что это невероятно: "Мы так не делаем, мы так не можем". Но задача картины - не удивить спецэффектами, а сделать все максимально реалистично. Это история про реального человека. Чем меньше эти технологии будут бросаться в глаза, тем лучше мы сработали.
- По слухам, на грим потрачен миллион долларов…
- Миллион - красивая цифра. Это дорогое удовольствие. Но, на мой взгляд, для нашей картины это было совершенно необходимо.
- У вас не было желания сыграть роль своего отца самому?
- Желания не было. Скажу так: я пробовался на эту роль. Моя кандидатура всех устраивала, но это было неправильное решение. И я сам про это сигнализировал. В какой-то момент мы приняли решение о максимальном внешнем сходстве. Вот эту задачу я выполнить не мог в силу разных причин: в первую очередь другого роста, сложения, психофизики, чем у отца. Это никаким гримом или компьютером не исправишь.
"ОТЕЦ ХОТЕЛ, ЧТОБЫ МЫ БЫЛИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМИ"
- Как считаете, оправдали ли вы надежды отца?
- Отец хотел, чтобы мы как-то состоялись в жизни, чтобы мы были самостоятельными. Когда отец умер, я учился в школе, мой брат поступал в институт. Он был не из тех родителей, которые идут куда-то и просят за детей. У него была позиция, что всего надо добиваться самому. Он готов был помочь, но только тогда, когда это было действительно нужно. В этом смысле, я думаю, он был прав.
- Какие разговоры и слухи, которые ходят о вашем отце, вас больше всего раздражают?
- Когда меня раздражает, стараюсь не отвечать… Один и тот же вопрос могут задать разные люди: с разным отношением, с разным пониманием предмета. Раздражают невоспитанность, некорректность. Я не люблю какие-то вещи комментировать, но понимаю: если вопрос есть, лучше ответить.
- Большинству творческих людей свойственны вредные привычки. Как вы считаете, может ли это быть таким эскапизмом, уходом от реальности?
- Большинству людей - и творческим, и не очень - свойственны вредные привычки. У кого-то это валяться на диване и отращивать живот. У другого - вымещать на близких свою злобу. У третьего - алкоголь или сигареты. Мы состоим из хорошего и плохого, поэтому человек не вечен. Я бы не сказал, что какая-то вредная привычка, например зависимость от алкоголя, свойственна только творческим людям.
Другое дело, что творческий человек - такой же, как и любой другой, но при этом у него есть еще что-то. Наш фильм именно об этом: он отличался своим очень мужественным отношением к своему предназначению. Сейчас у человека - таланта на одну песню под фонограмму, а он требует, чтобы за ним присылали самолет... А Высоцкий был невероятно требовательный к себе. Знаете, чем отличается гениальный человек от обычного? Обычный человек ищет, а гениальный находит. У него все получалось, но чего это стоило…
- Как вы считаете, почему сейчас на нашей сцене нет героев, подобных Высоцкому, которые сочетают такие мужские качества, стержень?
- Думаю, второй Высоцкий никому не нужен.
- Речь о качествах…
- Героев рождает время. Почему, допустим, 60-70-е были богаты на неординарных личностей? Это было очень востребовано. Сейчас время такое странное... Мы движемся в ту сторону, где герои не нужны: они компрометируют направление, которое мы выбрали. Имею в виду, какое-то такое наше духовное состояние.
Сейчас такое время, что очень пригодился бы волшебник, который исцелял бы всех, деньги раздавал. А Высоцкий, Шукшин или Товстоногов не делали ничего вместо людей. Но побуждали к действию.