Основанный в 1952 году по личному указанию диктатора Франко, Сан-Себастьянский фестиваль проходит всего через несколько дней после окончания Венецианской Мостры. Обычно все главные фильмы предстоящего киносезона, все главные режиссерские имена отбирала себе Венеция. Сейчас отбор туда стал причудливее и жестче, и Сан-Себастьяну стало полегче дышать. В этом году в конкурсную программу фестиваля попали фильмы таких каннских и/или берлинских старожилов, как китаец Вонг Сяошуай, британец Терренс Дэвис, японец Хирокадзу Корэ-эда, американец Орен Моверман и неожиданно решивший вернуться в кино после трехгодичного перерыва скандальный кореец Ким Ки-дук (его новая вещь называется запросто "Аминь"). В числе конкурсантов — сразу несколько женщин: свои новые режиссерские работы представят актрисы Жюли Дельпи и Сара Полли. Судить все это великолепие будет представительное жюри под председательством отличной американской актрисы Фрэнсис МакДорманд - жены одного из братьев Коэнов, сыгравшей главную роль в их изумительном "Фарго".
Славящийся своими ретроспективами фестиваль в этом году покажет полную программу фильмов французского классика Жака Деми, автора бессмертных "Шербургских зонтиков" и "Девушек из Рошфора". Представлять лучшие мюзиклы французской "новой волны" в Сан-Себастьян прибудут ее иконы — Катрин Денев и Анук Эме. А тематическая ретроспектива "Американский образ смерти" соберет самые любопытные "черные фильмы", снятые в Голливуде и его окрестностях за последние 20 лет — от "Хороших парней" Скорсезе и "Перекрестка Миллера" Коэнов до "Города грехов" Родригеса и "Зодиака" Дэвида Финчера.
Почетный приз "Доностия" (Доностией непослушные баски кличут Сан-Себастьян) вручат знаменитой актрисе Гленн Клоус, которая покажет свой новый фильм "Альберт Ноббс" о женщине, успешно прикидывающейся мужчиной.
Главная приманка внеконкурсной секции — документальный фильм Мартина Скорсезе "Джордж Харрисон: Жизнь в материальном мире", посвященный знаменитому "битлу". А другой именитый режиссер, Джонатан Демми ("Молчание ягнят"), покажет документалку о музыканте Ниле Янге. Для самой широкой публики на огромном "Велодроме" состоится премьера очередной экранизации "Трех мушкетеров" в новейшем формате 3D и с участием Орландо Блума, Милы Йовович и Кристофа Вальца в роли кардинала Ришелье. Сан-Себастьян — вдвойне правильное место для этой премьеры, ведь Д'Артаньян, как известно, был баском. Красную дорожку фестивального центра "Курсааль" оккупирует Антонио Бандерас, он представит "Кота в сапогах" - новый мультфильм, главным героем которого стал озвученный им персонаж в "Шрэке".
|
Впервые в этом году, по примеру Берлинского фестиваля, в Сан-Себастьяне представляют новую программу "Кино и кулинария": фильмы будут показываться в ресторанах, в которых зрителей будут кормить вкусными ужинами, приготовленными лучшими поварами по сходной цене в 50 евро. Давно пора! Сан-Себастьян знаменит на весь мир своей высокой кухней: в пересчете на душу населения "мишленовских" ресторанов здесь больше, чем в Париже.
Наши в Сан-Себастьяне
Последний раз российская картина присутствовала в конкурсной программе Сан-Себастьянского феста аж в 2002 году: фильм Валерия Тодоровского "Любовник" получил тогда пару второстепенных призов. С тех пор русские картины в конкурс приглашать перестали. Главный приз, "Золотую раковину", в 1989 году увез с фестиваля Андрей Кончаловский за снятый в Америке фильм "Гомер и Эдди" с Вупи Голдберг и Джеймсом Белуши в главных ролях. Но когда баски по-настоящему любили отечественное кино - так это в далекие 70-е годы. В 1976 году "Золотая раковина" досталась Эмилю Лотяну за "Табор уходит в небо", в 1977-м - Никите Михалкову за "Неоконченную пьесу для механического пианино", в 1979-м - Георгию Данелии за "Осенний марафон".