Загрузить еще

Спецэффектам советских кинолент, снятых в Крыму, завидовал даже Спилберг

Спецэффектам советских кинолент, снятых в Крыму, завидовал даже Спилберг
Фото: Полеты каскадеров на ковре-самолете дорого обошлись разработчикам трюка.

А вот лет 50 назад все чудеса на экране создавались умелыми руками ннженеров-конструкторов, которых по праву называли волшебниками. "КП" пообщалась с одним из таких "чародеев" - крымчанином Валерием Павлотосом, который почти всю жизнь проработал главным техническим специалистом на киностудии "Ялта-фильм" (а помимо этого он еще и инженер-конструктор, скалолаз, спелеолог, аквалангист, горноспасатель!). 

"Москва - Кассиопея": кадры невесомости запутали международное жюри 

- В 1971 году меня вызвали в Москву на Центральную киностудию детских и юношеских фильмов им. М. Горького, где собирались снимать фантастический фильм-дилогию "Москва - Кассиопея" и "Отроки во Вселенной", - вспоминает Валерий Павлотос. - Действие лент происходило на звездолете, летящем к созвездию Кассиопея, и постановщики просматривали советскую и зарубежную кинофантастику. Естественно, их внимание привлек оскароносный (за спецэффекты) фильм "2001: Космическая одиссея" Стенли Кубрика, снятый в 1968 году в США, и превосходно исполненные кадры космической невесомости. Технические средства для имитации этой самой невесомости в условиях земной гравитации разрабатывали более сотни (!) специалистов НАСА. Режиссер Ричард Викторов спросил у меня: "Сможешь сделать что-либо подобное?". Я ответил, что нам по силам сделать невесомость поэффектнее, чем у Кубрика! 

В последующие два года (столько снималась кинодилогия) на натурных площадках Ялтинской студии и в павильонах киностудии им. М. Горького построили уникальные декорации: вращающийся "коридор звездолета", "командный отсек космического корабля", "звездное небо" размером во всю стену съемочного павильона и с тысячами лампочек, имитирующих свет звезд. Внутри этих сооружений и на фоне бесконечного космоса бегали, прыгали, вращались, летали, кувыркались герои космической экспедиции. 

Спускаемый модуль звездолета на планете Вариана. Именно спецэффекты из фильмов "Москва - Кассиопея" и "Отроки во Вселенной" вызвали восторг у голливудского мэтра.

- Нам удалось добиться "невесомости" не для одного персонажа в кадре, как у Кубрика, а сразу для трех "космонавтов", причем каждый из них перемещался в безопорном пространстве по собственной траектории, - продолжает Валерий Павлович. - Это обстоятельство совершенно запутало членов жюри Международного конкурса технических фильмов УНИАТЕК (Всемирной организации по кинотехнике). Они спорили друг с другом до хрипоты, пытаясь определить, как это было снято. Но ни один их них не сумел правильно ответить на этот вопрос. Результат - золотая медаль "За техническое совершенство"! 

"Спортлото-82": горел в огне вместо Пуговкина 

Летом 1981 года Леонид Гайдай снимал в Крыму фильм "Спортлото-82", одним из эпизодов которого был пробег главных героев (Михаила Пуговкина и Михаила Кокшенова) по горящему мостику, переброшенному через горную расщелину. Мост решили строить в небольшом ущелье с видом на зубцы Ай-Петри. Через три дня все было готово. 

- Гайдай, поразмыслив, отказался от участия Пуговкина и Кокшенова в пробеге и подобрал дублеров из нашей группы, - говорит Валерий Павлович. - Механик Володя Наугольнов внешне походил на Кокшенова (оба были блондинами), а вместо Пуговкина режиссер выбрал… меня! Хочу отметить, что для меня это была не первая встреча с известным комедийным актером. С Михаилом Ивановичем мы работали еще на киносказках Александра Роу, а в 1978 году я  разрабатывал и руководил строительством парусной шхуны "Победа" (…беда") для фильма "Новые приключения капитана Врунгеля", где Пуговкин исполнял главную роль. Нас с Володей одели в игровые костюмы, и пиротехники подожгли горючую смесь в поддонах вдоль всего моста. Когда пламя хорошо разгорелось, прозвучала команда "Мотор". Мы побежали по горящему переходу. К счастью, ветерок дул в сторону кинокамеры, и высокое пламя отклонялось в ту же сторону, оставляя проход для нас не слишком жарким. 

"После дождичка в четверг": самосбрасывающийся ковер-самолет

Персонажи этой знаменитой киносказки в основном передвигались на ковре-самолете. Такого объема "полетов", которые пришлось обеспечивать альпинистам в Крымских горах летом 1985 года, никогда раньше не было. Режиссер фильма Михаил Юзовский заказывал их в разных местах: в инкерманском карьере, на Ангарском перевале, на плато Ай-Петри и в съемочном павильоне киностудии. Причем не просто горизонтальные полеты на 100-150 метров - в одном из кадров было "организовано" даже падение героев в озеро с трехметровой высоты.

- Для этого пришлось ковер-самолет подвешивать к каретке, движущейся по несущему тросу, шнурами, которые перед падением каскадеры перерезали ножом, - рассказывает инженер-конструктор. -  Струны эти были невидимыми объективу съемочной камеры на фоне зеленого леса. А падение каскадеров кувырком через голову выглядело вполне естественно.  

А еще возле озера, среди огромных буковых деревьев, построили причудливую избушку Бабы-Яги (ее исполняла незабвенная Татьяна Пельтцер), к которой и летели герои киносказки. Между деревьями в разных направлениях инженеры натянули канатные дороги, по которым каскадеры произвели сотни метров эффектных пролетов на ковре-самолете.

Декорация "избушка Бабы Яги", построенная на плато Ай-Петри (фильм "После дождичка в четверг").

- Конструкция представляла собой трубчатую рамку, в ее центре располагалась фанерная площадка, на которой в полете сидели герои фильма или каскадеры, - говорит Павлотос. - Края ковра-самолета были изготовлены из плотной ткани и в полете колыхались. Однако режиссер пожелал, чтобы края колыхались, и когда ковер влетает в павильонную декорацию "Покои султанского дворца". Но там ведь встречного движения воздуха быть не могло. Пришлось изготавливать механическую конструкцию с электроприводом, которая обеспечивала синусоидообразные движения тканевых кромок ковра-самолета. 

"Лиловый шар": каскадеру приделали "куриные ноги"

Значительная часть событий фантастического фильма Павла Арсенова "Лиловый шар" разворачивается десяток тысяч лет назад в придуманную авторами сценария "эпоху Чудес". Эту самую эпоху предстояло реализовать на ай-петринском плато. А фантастических  животных для фильма изготовила группа московских кукольников, которые тоже приехали в Ялту "кукловодить". 

- Мы реализовали уникальные съемки с участием муляжа птенца гигантской птицы ростом три метра! Он у нас изгибал длинную шею, вращал головой, раскрывал клюв и моргал глазами - все эти движения управлялись с кресла, подвешенного к стреле - удлинителю операторского крана. Сложнее было с прыжками. Пришлось "упаковать" в туловище птенца каскадера, подвесив его на альпинистской страховке к стреле-удлинителю четырьмя невидимыми миллиметровыми тросиками. Причем подвесили спиной вперед! Ведь у птиц "колени" сгибаются назад, и каскадер должен был управлять шагами гигантского птенца "по-куриному". В итоге сцена получилась очень динамичной и правдоподобной. Муляж отрывали от земли на 3-4 метра, и "птенец" перепрыгивал через камень и дерево. Каскадер в полете подгибал "куриные" ноги, а при приземлении выпускал их. 

Птенец. Рост этой птички, созданной специально для фильма "Лиловый шар", составлял три метра. Фото с сайта mielofon.ru.

Фото из личного архива Валерия ПАВЛОТОСА. 

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ 

"Как можно было в начале 1970-х так мастерски снимать?"

Знаменитый голливудский режиссер Стивен Спилберг, автор кассовых ужастиков "Челюсти" и "Парк Юрского периода", как-то решил пересмотреть почти все мировые ленты с использованием спецэффектов. И наткнулся на фильм "Москва - Кассиопея". Режиссер был так восхищен,  что признался в одном из интервью: "Я просто поражен качеством съемок кадров, где воссоздается космическая невесомость. Для меня остается загадкой, как это в начале 1970-х годов, когда компьютерной графики еще и в помине не было, русским удалось так мастерски это передать?!".