7 ноября
Загрузить еще

Зинаида Кириенко: "На съемках "Тихого Дона" Глебов за мной ухаживал... Но он мне казался взрослым дядькой!"

Зинаида Кириенко:
Фото: Петр Глебов и Зинаида Кириенко - Григорий Мелехов и Наталья. Для обоих актеров роли в «Тихом Доне» стали самыми значимыми в карьере...

На фестивале российской культуры в Каннах отмечали юбилей великого режиссера Сергея Герасимова. Избалованная французская публика, вместо того чтобы нежиться на Лазурном берегу, в течение пяти часов смотрела эпос про страдания донских казаков. В Каннах картину представляла исполнительница одной из главных ролей - актриса Зинаида Кириенко. Она рассказала "КП", как проходили съемки и что сохранилось в ее памяти по сей день.

"АКСИНЬЮ ДОЛЖНА БЫЛА СЫГРАТЬ ЖЕНА РЕЖИССЕРА"

- Герасимов собирался снимать "Тихий Дон" еще до войны, - вспоминает Зинаида Михайловна. - Если бы тогда он запустился с фильмом, Аксинью сыграла бы его жена - красавица Тамара Макарова. Съемки пришлось отложить, но мечта о фильме про донских казаков, как заноза, сидела в голове режиссера. Когда я поступила во ВГИК на курс Герасимова, он сразу разглядел во мне исполнительницу роли Натальи. Я была естественной, "натуральной", открытой и очень провинциальной девушкой. 

- Исполнителю роли Григория Мелехова - актеру Петру Глебову - на съемках фильма было за 40, а он играл молодого казака, первого парня на хуторе…

- Глебову делали очень сложный грим. Его не только "омолаживали", но и конструировали нос с горбинкой. Требовалась ювелирная работа гримеров, потому что у Глебова от природы нос уточкой. Когда фильм вышел, на встречах со зрителями Глебова не узнавали. Это обижало его. На экране он - эдакий казачина с крепким хребтом. А в жизни - бонвиван, прекрасно пел под гитару, очень обаятельный мужчина, которым легко было увлечься... 

- Вроде бы он и за вами ухаживал?..

- Кто ж не ухаживал за молодой и красивой… Но ему было 42 года, когда мы снимались, и я воспринимала его как взрослого дядьку.

- Говорят, Герасимов был строгим режиссером: не забалуешь!

- Он добивался от актеров того, что ему было нужно. Разными способами. Например, снимали мы сцену сватовства Григория. Появляется в этой сцене его отец Пантелей-хромой, которого играл Даниил Ильченко. Это было самое начало съемок, и Даниил Иванович еще не научился прихрамывать. Пришлось сделать двадцать дублей, и перед каждым Герасимов лично показывал Ильченко, как надо хромать. А мог Герасимов и словом отстегать - в обидной форме, не стесняясь в выражениях. Так было с Линой Быстрицкой (исполнительницей роли Аксиньи. - Ред.): у нее не получалась сцена, где Григорий и Степан дерутся, а спрятавшаяся под телегу Аксинья в ужасе за ними наблюдает. Снимают крупный план, а у Лины в глазах не страх, а любопытство. Герасимов один раз объяснил Быстрицкой, что требуется, другой раз… А потом ка-а-ак крикнет на нее, да так обидно, что Лина забилась под эту телегу и разрыдалась взахлеб. Герасимов говорит оператору Владимиру Рапопорту: "Давай снимай - у нее как раз то состояние, которое нужно!"

Постельные сцены у нас никак не строились... Или представьте: южный зной, на солнце - плюс 50 градусов, а мы делаем бесконечное число дублей сцены, где Наталья идет из церкви и проходит через кордон пацанов. В ней снимались станичные мальчишки. Герасимов дал им реплики. Но они не актеры: то текст забудут, то засмеются невпопад. Боря Новиков, который играл моего брата, должен был одного из мальчишек по загривку треснуть и сказать: "Говори да откусывай". На очередном дубле он возьми да скажи: "Говори да закусывай". Герасимов устроил страшный скандал из-за одного неверного слова - дескать, Боря только и думает о том, где бы выпить да закусить...

Так что полувековой успех картины - это не случайно. Режиссер каждую мелочь примечал. 

Элину Быстрицкую Герасимов на съемках доводил до рыданий. А потом кричал оператору: "Включай скорее камеру!"

"Я НОЧЕВАЛА В КАБИНЕТЕ ШОЛОХОВА"

- В массовке было много настоящих станичников?

- Очень много.Съемки начались в Каменске Ростовской области, а потом мы переехали на хутор Дичинский на Северском Донце. Казаки нас встретили настороженно, недружелюбно. И только, когда увидели, что работаем всерьез, прониклись уважением. Согласились приехать в Москву, где мы снимали свадьбу Григория и Натальи. В этой свадьбе участвовали 150 казаков с хутора Дичинский, они эту свадьбу и организовали, как у них положено. Герасимов лишь слегка поправлял. Поэтому и получился эпизод таким натуральным - этого было бы не достичь с помощью мосфильмовских статистов. Для погружения в материал мы встречались с Михаилом Шолоховым, жили в его доме в станице Вешенская, я ночевала в кабинете нобелевского лауреата.

- Вам тоже доставалось от Герасимова?

- Только однажды, когда мы репетировали сцену, где Наталья проклинает Григория, - очень тяжелый, эмоциональный эпизод. Репетировали его в Москве. Я жила в ту пору у своей тети в квартире на Земляном Валу. Накануне репетиции мы с сестрой решили покрасить волосы. Прихожу на репетицию с "новыми волосами" красивого орехового цвета, на всякий случай прикрыла голову косынкой. Потому что во ВГИКе студенток держали в строгости - даже губы не разрешали красить. Герасимов на мою косыночку внимания не обратил. Но когда на репетиции я стала выкрикивать проклятия, платочек с меня и свалился. Я была очень собой горда, что сцена получилась. А после репетиции Герасимов меня попросил остаться - и выдал по первое число за то, что я вместо подготовки к сложной репетиции занималась своими волосами... Но в отличие от Лины Быстрицкой я не стала рыдать. В ответ сказала: "Не нужен мне ваш ВГИК с вашим "Тихим Доном"!" Обиделась: я-то на репетиции рвала душу... Он не ожидал такой реакции. После этого ни разу на меня голос не повысил.

- Ходили слухи, что между Людмилой Хитяевой и Элиной Быстрицкой были непростые отношения…

- Соперничали они и спорили, у кого роль главнее и кто из них красивее. Я была в стороне от этого. У Элины - характер будь здоров, но и Хитяева заносчива. С Элиной Авраамовной мы до сих пор дружим. Недавно она мне предложила вместе исполнить казачьи песни. Будем петь на два голоса...