Весьма вероятно, что ко Дню знаний выпуск ленты приурочили неслучайно. Многие в этот вечер узнали Бондарчука в новом качестве – чувственного замминистра финансов, а Дуню Смирнову в роли комедийного режиссера.
Посмотреть зрительскую, но в то же время камерную и честную картину Смирновой о нравственном перерождении циничного российского чиновника пришли Сергей Безруков с супругой Ириной, незаметен был Никита Михалков, его дочь Анна, Виктория Толстоганова, Ирина Скобцева, Филипп Киркоров, Эвелина Бледанс со спутником, Тигран Кеосаян с супругой Аленой Хмельницкой, Вадим Галыгин, Павел Кабанов с женой, Ольга Слуцкер, Евгений Стычкин, ресторатор Аркадий Новиков с семьей и многие другие.
Виновница торжества – Дуня – в черном платье с ярко розовой накидкой встречала гостей у входа в кинотеатр, а возле зала за нее отдувались перед журналистами главные действующие лица картины: Федор Бондарчук и Ксения Раппопорт. Отдувались не слишком усердно, Федор постоянно носился с телефоном, а Ксения как всегда всем мило отказывала, ссылаясь на скорый выход на сцену.
Перед просмотром, как водится, Дуня на сцене представила зрителям всю съемочную группу, после чего свет погас, видеопроектор закрутился, и мы отправились на поиски автора картины. Режиссер была сильно утомленной в тот вечер, но ответить на вопросы "КП" согласилась.
- Авдотья, вы признались, что часто вспоминаете строчку из Гиппиус: "Мне нужно то, чего нет на свете/ Чего нет на свете". После того, как вы сделали "Два дня", хоть что-то из того удалось найти?
- Наверно, нет. Как и всякая романтическая комедия, это кино про то, чего нет на свете. Однако всем людям в это очень хочется верить.
- Несколько "Кинотавров" назад Бондарчук предложил вам снять его в картине про любовь с Раппопорт. Почему вы так охотно согласились?
- Мы раньше с Федором были знакомы, но тесно не общались. Просто всегда я считала его замечательным артистом. Видела, как он набирает вес как артист, становится сильнее. Года два назад я посмотрела картину Валерия Тодоровского "Тиски". Там Федор, на мой взгляд, играет грандиозно. Как у всякого сценариста, режиссера у меня сразу зачесались руки сразу что-нибудь с ним сделать. Он очень большой актер.
|
- Сейчас у вас есть желание что-то доработать в картине?
- Конечно, такое всегда бывает. Режиссер, которому не в чем себя упрекнуть, он болен. Все претензии, которые можно предъявить, только ко мне. Своих артистов я обожаю. Считаю, что они прекрасно все сделали.
- Вам хотелось сделать качественный мейнстрим, который будет хорошо показан в кино. На "Кинотавре" после просмотра ленты вы наверняка разговаривали с кинобоссами. Что они говорят, каковы шансы "Двух дней"?
- С прокатчиками я разговаривала мало. Но судя по тому, что услышала, я не уверена, что они сами знают, чего хочет зритель. Картину восприняли хорошо, благодарили, радовались, но наша беда в том, что из кинотеатра ушел взрослый зритель, старше 25 лет. По всем опросам, среднестатистический зритель в России – 15-летняя девочка. Поэтому смотреть кино для взрослых, если это не аттракцион, они не умеют. Ситуация абсолютно патологическая, потому что такого нет нигде в мире.
Фильм "Король говорит" во всем мире собирает 140 миллионов долларов, в Италии, которая размером меньше, чем половина Ленинградской области, 8 миллионов долларов, а у нас – 1,2 миллиона. Это дичь!
Если сейчас привезти в наш прокат фильм "Амели", то он просто провалится.
- Беда только в зрителе?
- Нет, это связано с очень плохой работой прокатчиков, хозяев кинотеатров.
- С отцом, который сыграл в картине министра финансов, вы картину обсуждали? Как он оценил вашу работу?
- Мы спорили о монтаже, еще о каких-то рабочих моментах. Мы всегда спорим – у нас разные подходы как режиссеров. Это чисто профессиональный диалог.
|
- В одной из своих колонок вы пишете, что у русской литературы очень тяжелые отношения с нашей властью. И, кажется, констатируете это без радости. Может, картиной "Два дня", в которой наглядно показано положение интеллигенции и власти, вы попытались весы уравнять?
- Я не ставила задачу никого примирять, с такой целью кино не делается. Это картина не только о взаимоотношении власти и интеллигентов. Просто есть моя концепция, по которой я работаю и живу. Она не имеет отношения ни к власти, ни к интеллигенции, а относится только к моему взгляду на людей. Я считаю, что если человека окликнуть по-настоящему, то почти любой отзовется. Если в нем увидеть человека, то он им и будет. И если это сужать до взаимоотношений с власть, то я считаю, мы сами власть наделяем всеми инфернальными свойствами, которые ей приписываем.
- То есть народ заслуживает той власти, которую имеет?
- Абсолютно.
- Вот окликнули героя Бондарчука в вашем кино любовью, окликнула героиня Раппопорт, и что? Он продолжает обманывать и со службы бесчеловечной не уходит, просто переводится в другое место. Такое псевдоперерождение.
- Но все-таки в определенной степени он поменялся, мы же застаем его в финале немножко другим.
- Но не качественно.
Послушайте, для того, чтобы во взрослом человеке произошли серьезные изменения, нужно несколько лет. А не два дня. Поэтому финал именно открытый.
|
НА ВЫХОДЕ
Тигран Кеосаян: Без сказок невозможно жить
- Верите ли вы, что такая сказка возможна?
- Мне наплевать, верю или не верю. Кино потрясающее, отличное настроение. Час сорок сплошной радости. Не надо верить, вы просто сидите и смотрите кино. Фильм сделан не пошло, профессионально. А сказка или нет…да без сказок невозможно жить! Кино – это всегда сказка, если это не документалистика.
- Финал все же оставляет вопросы.
- Отличный закрытый финал. У вас есть сомнения? Герои будут вместе.
- Если честно, есть. Чиновник продолжает лгать, не договаривать, перевелся на другую должность. Просто стал хорошеньким на время ради красивой женщины.
- Вы серьезно? Это кино не предназначено для того, чтобы анализировать поступки героев. Это кино для того, чтобы смотреть и получать удовольствие. Или не получать. Но в этом случае – к психиатру!
Вадим Галыгин: Фильм просто ох..ный! Так и пишите
- Какие впечатления от картины, Вадим? Какие у него шансы на хороший прокат, даже если учитывать, что сопродюсер Бондарчук?
- Фильм просто ох…ный. Можете так и написать. Классное кино, супер. С первых минут и до самого конца аплодировал, улыбался. Оно настолько отражает жизнь, радует, что просто удивительно. Есть режиссеры, сценаристы, актеры, которые делают такое кино. Значит, кино еще есть.
- Нечасто такие душевные, непошлые картины выходят в прокат.
- Да. Это большая редкость, к сожалению. Такие фильмы должны идти каждый день. На такое кино надо ходить.
- Почему у нас подобные ленты массово не прокатываются? С чем это связано?
- С жизнью. Кино – авторское, продюсерское, коммерческое, зрительское – бывает разное, о вкусах не спорят. Но как искусство оно существует лишь для одного – вызывать эмоции. Кино, которое его не вызывает эмоций, или вызывает одни и те же эмоции, оно только для "бронзовения", как говорит наш президент.
Голливудские фильмы, к примеру, которые снимаются по одним и тем же шаблонам, клише. Берется сценарий 50-х годов, перекладывают на новые технологии и все. Кино Смирновой – это жизнь. Здесь экшн живой, человеческий, экшн отношений, психологий.
- Федор в роли чиновника вам понравился?
- Он красавец, вот сейчас звоню ему, поздравляю. Да и все остальные молодцы. На любом уровне, от идеи до монтажа, это волшебство отражения. Результат великолепный: я вышел из кинотеатра, и тут нет ни одного равнодушного к картине человека.
- Финал остался открытым. Чем, на ваш взгляд, закончится история?
- Думаю, что они будут вместе. Но множество многоточий в картине настоящую жизнь и выдают. Как говорил когда-то мой папа, "Концовка фильма – догадайся, мол, сама". Картина заканчивается очень органичной фразой. Смотрите.