7 ноября
Загрузить еще

Рената Литвинова: "Не хотелось ни под кого ложиться ни в каком смысле!"

Рената Литвинова:
Фото: Героиня Литвиновой в «Последней сказке Риты» лишь притворяется человеком: на деле она - мифологическое существо, преследующее красивую душу.

Про Литвинову вроде бы скажешь: "Загадочная", - и всякий понимающе кивнет головой. Тут уж не поспоришь, мол. Что правда, то правда: Литвинова стоит особняком, она какая-то "сама по себе". Вот и новый фильм сняла - своими силами, на свои средства. Хотя, казалось бы, попроси (да просто улыбнись) - неужто такой красивой и знаменитой денег не дали бы? Мы встретились на досъемках ее нового фильма  - "Последняя сказка Риты". Буквально за два дня до ее 

отъезда с МХТ имени Чехова на гастроли в Пекин. Пока мы беседовали, Ренату гримировали, так что преображалась она буквально на глазах...

"ЕСЛИ СМЕРТЬ УВАЖАЕТ ЧЕЛОВЕКА - ПРЕДУПРЕДИТ ЕГО ЗАГОДЯ"

- Вернусь из Пекина и сразу на "Мосфильм" - буду озвучивать свою роль в своем же фильме, - рассказывает Рената. - Сама не ожидала, что этот проект, снятый принципиально независимо, на свои деньги, как бескомпромиссный артфильм, заберет почти два года моей жизни, принесет грандиозный опыт. Мы сделали фильм практически вдвоем с Земфирой, как продюсеры (она отвечает за весь саундтрек, там будут совершенно гениальные ее песни и музыка). И мои соратники - актеры,  художники, все работали за символическую плату. Я снимала за деньги, которые заработала в "масс маркете" (Рената выпустила свою линию женской одежды в сотрудничестве с питерской фирмой. - Ред.), пустила туда весь гонорар.  

- У вас снялись Алиса Хазанова, Сати Спивакова, Татьяна Друбич…

- Таня Друбич волшебна совершенно. На пленке от нее идет какая-то таинственная энергия, которую нельзя сформулировать. Ее героиня такая потерянная женщина, которая не может себя взять в руки, не может помочь своей подруге, такая спивающаяся… Ее разлюбил муж, она никого не любит. Такая женщина вне любви… Главная героиня, которую играет Ольга Кузина, наоборот, любит, и это именно та душа, которая очень нравится третьей героине, охотнице за красивыми душами, которую играю я.

- Как это?

- Моя героиня - не человек, а некое мифологическое существо, втиснутое в оболочку человека и пытающееся вести себя как люди. А на самом деле у нее задание - сопровождать в последний путь особую "красивую душу", которую выбрали из людей… По жанру фильм - вроде бы сказка про современную жизнь, но я бы назвала ее былью. Человек в огромном мегаполисе заблуждается, думая, что за ним никто не следит, не видит, какие добрые дела, какое зло он совершил. За всеми есть пригляд. И это пригляд не людей из спецслужб, таких же зачастую грешных и слабых, а неких нематериальных существ.

Есть множество поверий и легенд: если  Смерть уважает человека - она предупреждает его загодя, дня за три, что он скоро уйдет. Либо во сне придет, либо в виде  случайного незнакомца…

- В ваших фильмах особое внимание уделяется смерти...

- Я не принимаю это разделение на живых и мертвых, в таком трагическом смысле. Потому что мы все - будущие мертвые, а все мои любимые, которые ушли, для меня все равно остаются живыми. Профессор Бехтерева говорила: как только ученый подходил к разгадке того, что время единомоментно (на самом деле его не существует, мы в утешение себе придумали часы и думаем, что контролируем свое время), то его всегда резко останавливали трагические события. Будто ученых не пускали туда некие силы. Переходы из прошлого в будущее существуют, просто нас туда не пускают или пускают не всех. А вот здесь и сейчас параллельно идет будущее и параллельно идет прошлое.

"НИКАКОЙ ОСОБЕННОЙ КРАСОТЫ Я ЗА СОБОЙ НЕ ЧУЮ"

- С вами учился Иван Охлобыстин, который вам подарил  свои стихи перед уходом в армию...

- Я была на сценарном факультете ВГИКа. Параллельно на режиссерском учился не только  Иван; Федя Бондарчук и еще Саша Баширов - мне тогда казалось, такой пожилой мужчина! Но он будто законсервировался, среди однокурсников все  постарели, некоторые  даже поумирали, а он все такой же, как двадцать лет назад.

- Про вас говорят то же самое.

- Нет, про меня говорят всякое…

- Это не лесть, я же вижу - вы прекрасно выглядите и без косметики.

- Мне приписывают омолаживающие операции. Я  уже не знаю, пройти смеха ради освидетельствование? Вот, посмотрите, у меня нет  шрамов за ушами… Никакой особенной внешней красоты я за собой не чую, если только гример накрасит меня половчее. Мне кажется, что теория о том, что нужно постоянно заботиться о своей оболочке, изжила себя. Не годится это мне - я имею в виду эти вот фитнес-залы. Придешь к какому-нибудь специалисту, он говорит: вас надо лечить, вам надо то, это. Выходит, я должна просто не вылезать с фитнесов, массажей. Когда же работать? Мне кажется, нужен баланс между душой и оболочкой. Хотя бы книжки читать.

Нельзя лениться, нельзя объедаться. Нужно иногда  даже брать обеты молчания, уходить в себя наконец - это я и самой себе советую. Но нельзя делать перекосы в сторону оболочки.

- Но отдыхать-то надо - неужто вам не удается выкраивать для этого время?

- В Пекине отдохну как раз на спектаклях. Перемена декораций… Потом в самолете можно побыть без телефона, который я ненавижу и постоянно теряю или ломаю... Я уехала однажды - лучше бы не уезжала. Отправились на отдых с дочерью, и у меня украли сумочку со всеми деньгами. Я стояла на площади, у меня было только 10 евро… В общем, отдохнула с огоньком. Зато знаю теперь в этом итальянском городке всех карабинеров, даже собаку из их местного околотка знаю - она весь день спит. У карабинера-дежурного огромный начес на голове, не хуже  вечерней прически дамской. 

Татьяна Друбич в "Сказке..." - женщина вне любви: тоскует, никому не может помочь и постепенно спивается.

"БУДУ ПЕРЕБИРАТЬ ИСТОРИЧЕСКОЕ БЕЛЬЕ"

- Предлагают вам режиссеры какие-то роли, которые вас бы наверняка заинтересовали?

- Предлагают. Но самое интересное, конечно, то, что я предложу себе сама - сама напишу и сама сниму... В октябре у нас проект запускается с Кирой Муратовой. У меня будет партнер - Маковецкий. Рустам Хамдамов столько лет не снимал, а сейчас снимает одну картину за другой - прямо "накопил зерно" (Литвинова снялась у него с балериной Дианой Вишневой в фильме "Бриллианты. Воровство". - Ред.). Еще в начале следующего года наконец выйдет в прокат фильм "Волшебный кубок", где я играю  ведьму. Это практически блокбастер - такие там масштабные декорации и спецэффекты.

- А расскажите подробнее про Маковецкого и Муратову.

- Мы с Сергеем давно хотели вместе сняться, он тонкий и не похожий ни на кого актер. Вот наконец в октябре в Одессе и соединимся. Это такой  камерный сюжет, о пробах в кино на мужскую и женскую роль. Один и тот же текст говорят немолодая пара и пара средних лет… В картине еще снимется Олег Павлович Табаков мой любимый и интеллектуальная звезда советского кинематографа Алла Сергеевна Демидова...

Да, а еще на канале "Культура"  скоро выйдет моя программа о моде. Это будет  именно "культурная", научно-исследовательская и очень амбициозная программа - я копалась в архивах исторического белья в Париже, брала интервью у знаменитых дизайнеров и историков моды. В России же нет достойной передачи о моде. И это нехорошо. В такой огромной стране, где огромное количество красивых женщин, потребность узнать что-то о моде - абсолютно естественная. 

- Кажется, дай вам волю, вы бы весь шоу-бизнес переодели.

-  В России очень специфический шоу-бизнес, нет никакого желания его переодевать. 90% поют под фонограмму какой-то странный репертуар, какие же они музыканты? Они же профнепригодные, это не есть искусство... Ну кто поет у нас живьем? Вот Шевчук и Земфира без всякой рекламы могут собрать "Олимпийский". А все остальные - не соберут, боюсь, без своего телевизора.

- Ваш друг Охлобыстин сейчас планирует собрать "Лужники"…

- Я считаю, что у Вани есть животный дар "присутствия в кадре". Видите, он все-таки  вернулся в актерство, так как это было наиболее сильной его стороной. Не знаю, как это совмещается с его церковной деятельностью. Он же все равно пытается проповедовать, очень много осуждает. Я  читала его цитаты... Это совершенно недопустимо для действующего или бывшего священнослужителя. Я, например, ненавижу сегрегацию и гомофобию и не понимаю, как это может соединяться с тем, что Бог - это добро?

- И все же - вернемся к "Последней сказке Риты". Неужели нельзя было найти хотя бы каких-нибудь частных инвесторов?

- Я сняла за свои деньги, а  сейчас, на финальном этапе, мне дружески помогли деньгами - на озвучание, перезапись и саунд-дизайн. Весь мой бюджет исчерпался на  съемочный период. Иначе пришлось бы картину заранее продать, чего тоже мне не хотелось. В России очень трудно с кинопроизводством, у нас нет закона об отечественном кино, как во всем мире, где защищают свое, национальное... Я не одинока в этом - есть и Герман, и Сокуров, и те же Звягинцев, Попогребский, обреченные оставаться внутри фестивального движения. Или быть показанными в "Закрытом показе" Первого канала России - что уже прорыв; их хоть кто-то смотрит массово. А что нужно зрителю, что не нужно - решают прокатчики, которых интересует касса, а не патриотические  мысли о русском кино. Неправда, что зрителю нужно только развлекательное! Но пока искусством в  кино занимается пресловутая кучка безумцев. 

- И все же вы могли попросить у меценатов помощи...

- Поймите, это принципиальное решение. Не хотелось ни под кого ложиться ни в каком смысле! Если идет творческое безумие, я не хотела его лимитировать. Хотя бы раз в жизни. И я, заплатив огромную цену за весь этот опыт, утверждаю, что была абсолютно творчески свободна.