Как актер Джон Туртурро стал знаменит благодаря участию в фильмах братьев Коэнов. Кто не помнит его неврастеничного драматурга Бартона Финка, явившегося в Голливуд сочинять сценарии "борцовских фильмов"? Или пластичного игрока в боулинг по имени Хесус из "Большого Лебовского"? Как режиссер Туртурро не подкачал с мюзиклами "Любовь и сигареты" и "Страсть". Сценарий первого он начал писать еще в гриме Бартона Финка. И на его печатной машинке, чтобы не терять даром времени на съемках у Коэнов. Второй недавно полностью снял в Неаполе: итальянские корни все же дают о себе знать.
КАБУКИ СО ШВАРЦЕНЕГГЕРОМ
- Что для вас проще - сниматься в независимом кино, где вы держите на своих плечах фильм, или играть в блокбастерах, таких, как "Трансформеры"?
- В "маленьких" фильмах сниматься намного сложнее. Ведь играть в них приходится как минимум в два раза больше. В авторских фильмах и огромные монологи бывают, и вариации, и импровизации. Это как тренировка в спортзале. И дней мало на съемки, и подстраховаться нечем. Вот когда по-настоящему чувствуешь себя голым. А в больших голливудских фильмах можно даже главную роль играть, а кроме беготни, там и делать ничего больше не надо. Пробежал, оглянулся, выстрелил - даже если ты присутствуешь в каждом кадре, все равно это не такое напряжение.
У меня был год, когда я снялся в пяти фильмах. Чуть не умер от усталости, поэтому остаток года решил провести дома, ничего не делал, а только писал сценарий "Любви и сигарет". Под конец года меня приглашают на небольшую роль в фильме "Возмещение ущерба" вместе с Арнольдом Шварценеггером. Я в нем сыграл и, надо сказать, был зачарован работой с Арнольдом. В обычной жизни, когда вы поворачиваете голову, это отнимает у вас секунду-другую. У Шварценеггера все не так. Мы стоим, кругом настоящее пламя, и Арнольд, как в замедленной съемке, поворачивает на меня голову и произносит своим загробным голосом: "Я знаю, тебе страшно. Сейчас ты сгоришь. А я буду на это смотреть!" "Человеческое существо не в состоянии так играть, - подумал я тогда. - Так вот что такое сниматься в экшн-фильмах!" Это сродни хореографии. Я стал пытаться как-то оправдать свое состояние: "Эй, я не хочу сгореть! Вытащи меня отсюда!" А Арнольд как заведенный: "Нет, сейчас ты сгоришь, и я посмотрю на это". Это абсолютно другой способ игры. Какой-то театр кабуки.
- Скоро все так будут играть, нормальных актеров и не останется.
- Все это началось еще со "Звездных войн", вот тогда мир и переменился. Не то чтобы Джордж Лукас этого хотел, но в результате именно такое кино доминирует сейчас и в Америке, и во всем мире. По идее когда-нибудь мир должен им насытиться. Благодаря развитию технологии сейчас больше стало сниматься независимого кино. Хотя и это не означает больших прорывов. Раньше режиссеры воспитывались, работая ассистентами у великих режиссеров, им это помогало. Снять кино было очень трудно. А сейчас бери "мыльницу" - и снимай! Раньше у режиссеров был послужной список, только тогда они считались великими. А сейчас два фильма снял - и уже записали в классики!
|
ЗВЕЗДЫ ПОРНОСАЙТОВ
- Сюжет показанной в Карловых Варах картины "Где-то вечером" - ремейка фильма убитого голландского режиссера Тео ван Гога - строится вокруг секса по телефону. А обычные эротические сцены, насколько я помню, вам нечасто приходилось играть в кино.
- Напротив, часто! Вот с ней, - Джон указывает на свою жену, актрису Кэтрин Боровиц, которая, скромно потупив глаза, сидит подле него. - А еще с Кейт Бланшетт и Эмили Уотсон. Да и во всех фильмах, которые я поставил как режиссер, были секс-сцены. Думаю, что я хорошо их ставлю. В том, что касается секса, я скорее режиссер, чем исполнитель. У актеров обычно не бывает проблем с эротическими сценами. И в этом и состоит главная проблема. Именно поэтому эротику трудно снимать, и получается она очень плохо. Ведь сцены, по сути, никакой нет, внутри нее нет проблемы и смысла, в ней ничего не происходит, кроме того, что персонажи барахтаются в кровати. Я стараюсь насытить эротическую сцену смыслом, что-то в ней такое придумать. Кроме того, в кино нужно уметь слышать свою будущую публику. Так ее раззадорить, чтобы она захотела от вас еще большей откровенности. В некоторых европейских фильмах бывают отличные эротические сцены. В американских, напротив, редко, почти никогда.
- А я вот очень настороженно отношусь к графическому сексу, которого сейчас полно в Интернете, - вставляет свои пять копеек жена Туртурро, Кэтрин. - Помню, когда только что появился "Гугл", я забила туда свое имя и посмотрела, что вылезло. Первая ссылка была на какой-то порносайт, где мою голову приставили к совершенно чужому влагалищу. И то же самое было проделано с другими актерами и актрисами: головы - их, все остальное - чужое. Когда я все это увидела, меня чуть не стошнило.
- Я более спокойно к этому отношусь, но если бы я был женщиной, тоже бы переживал, - успокаивает возмущенную супругу Туртурро. - Например, в некоторых фильмах мне приходилось голым стоять под душем. Потом на сайтах для геев появились кадры из этих фильмов с увеличением на одном месте. Причем в Интернет попали даже те кадры, которые были вырезаны из фильма! Я сам их впервые увидел! Их украли или не знаю что...
|
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Джон ТУРТУРРО родился 28 февраля 1957 года в нью-йоркском Бруклине. Выходец из семьи, чьи корни тянутся с далекой Сицилии, окончил Нью-Йоркский университет и школу драмы Йельского университета. Снимался у ведущих американских режиссеров - Вуди Аллена, Мартина Скорсезе, Спайка Ли, Роберта Редфорда, Итана и Джоэла Коэнов. Как сценарист и режиссер сделал четыре фильма. За свой режиссерский дебют, "Мэк", удостоился "Золотой камеры" на Каннском фестивале. Там же получил приз за лучшую роль, сыгранную в "Бартоне Финке".
5 лучших фильмов Туртурро:
"Бартон Финк"
"Большой Лебовский"
"Телевикторина"
"О где же ты, брат?"
"Защита Лужина"