Загрузить еще

С кого рисовали любимых героев советских мультиков

С кого рисовали любимых героев советских мультиков
Фото: Принцесса со своим Трубадуром: Марина Энтина с мужем Юрием.

Советские мультики сегодня взрослые вспоминают с ностальгией, а дети по-прежнему смотрят с удовольствием. Винни-Пух, крокодил Гена, Волк и Заяц из «Ну, погоди!»... Да сколько их, потешных мультяшных персонажей, было рождено на «Союзмультфильме», главной «кузнице» советских рисованных фильмов! Мало кто знает, что официально наша крупнейшая анимационная студия начала работу в начале лета 1936 года с создания мультфильма с незамысловатым названием «В Африке жарко». И теперь она отмечает юбилей - 75 лет! В честь праздника мы решили рассказать о волшебной организации, где «пеклись» сказки, и поведать историю создания самых популярных советских шедевров мультипликации. 

Первые  советские мультфильмы создавались буквально на... костях! По рассказам историков анимации, первые мультипликаторы работали в московском храме Николая Чудотворца на Долгоруковской улице, уже не действующем, часть которого была отдана под музей атеизма. Сегодня на месте этой церкви и располагается «Союзмультфильм». А в послереволюционные годы художники и операторы рисовали и снимали свои мультфильмы бок о бок с мумиями из музея атеизма.

Сегодня прежние технологии - когда, для того чтобы сделать 10-минутный мультфильм, надо было нарисовать порядка 10 000 (!) картинок, - устарели. Анимационные сказки сейчас делаются на компьютере. Однако, по мнению ветеранов «Союзмультфильма», мультики «докомпьютерной» эпохи хранили в себе тепло человеческих рук, сердца. И поэтому до сих пор любимы...

Винни-Пух - вылитый Леонов!

«Винни-Пух и все-все-все»

Режиссер - Федор Хитрук.

Озвучание: Пух - Евгений Леонов, Пятачок - Ия Саввина, Сова - Зинаида Нарышкина.

Крылатые фразы

*«Хорошо живет на свете Винни-Пух, оттого поет он эти песни вслух!»

* «Без-воз-мез-дно, то есть даром!»

* «До пятницы я совершенно свободен».

*«- Ну, если вы больше ничего не хотите...

- А разве еще что-нибудь есть?»

* «Кто «Я»? «Я» бывают разные!»

* «Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро!»

* «Поздравляю с днем рожденья, желаю счастья в личной жизни, Пух!»

- Начиная работу, наша команда пошла на авантюру - мы не выкупали права на произведение, не заплатили переводчику - денег было впритык. Мы и сами работали в основном за идею, - рассказал «КП» художник Владимир Зуйков. - И потом со своим мультфильмом не могли ездить на международные фестивали. Вообще боялись, что наш труд запретят. Но этого не произошло - слишком уж полюбился мультик в нашей стране!

Образ Пуха я сначала срисовал с любимой игрушки своего детства - старого, еще довоенного мишки. Винни получился очень круглым, ободранным, лохматым, из него в разные стороны торчали перья. Мордочка была тупая, глаза разного размера. Этот образ забраковал режиссер. Следующих претендентов на Пуха мы рисовали вдвоем с художником Эдуардом Назаровым.

Друзья и поклонники звали Евгения Павловича «наш добрый Винни-Пух»...

И все же решение нашлось случайно. Как рассказал режиссер Федор Хитрук, сначала решили нарисовать этого персонажа, а потом уже искать актера для озвучания. Но перерисовали множество Пухов, а режиссер оставался ими недоволен. Тогда он вспомнил, что его западные коллеги нередко сначала пробовали реальных актеров, а потом с них и срисовывали персонажей.

- Когда в студию вошел Евгений Леонов, который являлся не единственным претендентом на озвучание, подошел к микрофону, как-то застенчиво отвернул голову, лукаво улыбнулся, все мы ахнули: «Вот он, Пух!» - вспоминал режиссер. Фактически Леонов не только подарил медвежонку свой голос, но и стал прототипом героя.

Чтобы добиться неповторимой манеры речи Винни-Пуха, при записи голоса Леонова пришлось увеличить скорость пленки. Правда, поначалу Евгений Павлович сильно переживал - хороший ли из него получается «плюшевый медведь»? ­Мультипликаторы рассказывают: иногда, не меняя голоса, не выходя из образа, артист начинал ворчать: «Все, я ухожу, это все не то!» Приходилось хором убеждать его, что он все делает здорово.

Но Пух не был, если можно так выразиться, «копией» Леонова. Некоторые милые неповторимые черты - например, неуклюжую походку, когда верхняя лапа идет туда же, куда и нижняя, - Пух приобрел из-за технических ошибок аниматоров.

- А примятое ухо? Я подумал, что так лучше, - добавляет Зуйков. - Режиссер поддержал: мол, оно такое потому, что Пух на нем спит...

Лучший друг Винни-Пуха Пятачок получился тоже не сразу. Сначала художники изобразили его пухленькой, откормленной такой свинкой.

- Когда к нам в студию пришел сценарист Борис Заходер, то, увидев нашего Пятачка, сказал: «Да вы что! Пятачок маленький, с тоненькой шейкой. У вас напоминает толстую сардельку!» Мы прислушались к замечаниям, - продолжает Зуйков. - Пятачка прекрасно озвучила Ия Саввина. Сову должна была озвучить Рина Зеленая, она пробовалась, но выбрали актрису Зинаиду Нарышкину. Зеленая очень обижалась и говорила, что самая лучшая в мире Сова - это она!

Первую серию зрители увидели в 1969 году, она называлась просто «Винни-Пух». В 1971 году появляется вторая, «Винни-Пух идет в гости», и следом же -  «Винни-Пух и день забот». Еще до начала съемок режиссер планировал снять 9 серий, но не смог - признается, что выдохлись, израсходовали все силы за три части.

Когда на Западе узнали, что в СССР взялись за перевод, а после и экранизацию «Винни-Пуха», некоторые деятели культуры и искусства подумали невесть что. Например, писательница Памела Трэверс (автор книги о Мэри Поппинс) сказала: «Одному богу известно, во что превратили Винни-Пуха эти русские. Но я точно знаю: они нарядили его комиссаром, нацепили на него патронташ и сунули его в ботфорты». У нас же наш Винни стал почти что национальным героем. А актера Евгения Леонова прозвали «Пухом». Впрочем, он и сам себя так называл, особенно встречаясь с детьми. Его ничуть не раздражало, когда его окликивали: «Винни-Пух!»

Жена Энтина стала Принцессой

«Бременские музыканты»

Сценарист - Василий Ливанов.

Режиссер - Инесса Ковалевская.

Озвучание: всех мужских персонажей озвучил Олег Анофриев.

Крылатые фразы

* «Ничего на свете лучше нету, чем бродить друзьям по белу свету!»

* «Ох, рано встает охрана!»

Актер Василий Ливанов вспоминает, что идея «Бременских музыкантов» родилась у него дома:

- Ко мне пришли композитор Геннадий Гладков, поэт Юрий Энтин. Мы пили чай и обсуждали, что хорошо бы создать музыкальную сказку. На ходу стали придумывать, как будут выглядеть герои. Вот, например, один из персонажей - Осел. Кажется, что здесь трудного? Симпатичный, длинноухий, упрямый... Но ведь наш Осел - бродячий артист. И мы представили его с длинной косматой гривой и челкой - стричься ему ж некогда, он все время в дороге. Грива его на солнце выгорела и стала совсем светлой, желтой. Чтобы голову не припекло, он носит легкую кепку с козырьком вроде велосипедиста. А собака у нас будет с синей шерстью. Кот умеет показывать фокусы, Петух - барабанщик... Мультипликация - очень увлекательное занятие!

Сценарий писали вместе. Энтин написал стихи, Гладков - музыку. Нарисовать героев доверили художнику Максу Жеребчевскому (ему сегодня 90 лет, живет в Израиле). Первоначально Принцесса и Трубадур выглядели совсем иначе. Принцесса была нарисована, как самая типичная принцесса, что показалось скучноватым. Трубадур - в колпаке, как скоморох. Такие образы режиссер мультфильма забраковала и стала искать идеи в иностранных журналах. Приглянулся ей блондин с прической под «Битлз» в джинсах-дудочках. А новый облик Принцессы срисовали с жены Юрия Энтина Марины. 

- То самое красное платье, которое вы видите в мультфильме, я ей купил за 40 ­рублей, в нем она и была на свадьбе. А Гладков и Ливанов были нашими свидетелями, - говорит Юрий Сергеевич.

У других персонажей тоже были прототипы. Лесные разбойники срисованы с известной троицы - Трус, Балбес и Бывалый (Георгий Вицин, Юрий Никулин и Евгений Моргунов). Короля, отца Принцессы, срисовали с актера Эраста Гарина, часто игравшего королей («Золушка», «Обыкновенное чудо», «Каин XVIII»). Прототип Атаманши - балерина Тамара Вишнева, жена режиссера ­Вячеслава Котеночкина. Она и в жизни любила устраивать танцы на бочке. Голос Атаманши для смеха выбрали «под Раневскую». Примечательно, что всех мужcких персонажей озвучил один актер - Олег Анофриев.

По словам Инессы Ковалевской,  успех у этого мультфильма был такой ошеломляющий, что после его выхода она поняла, что ей не дадут работать на студии.

- Режиссер- мультипликатор - очень редкая профессия, успех настигает не каждого. Зависти и интриг в нашей сфере больше, чем во многих других. На меня писали жалобы, притесняли, не давали работу. Один мой конкурент,  тоже режиссер-мультипликатор, добился, чтобы «Бременских музыкантов» не показывали на фестивалях. Я сидела без работы, была вынуждена уволиться с «Союзмультфильма» и уйти на телевидение. Это была плата за успех. На «Союзмультфильме» всегда была клановость, а я работала сама по себе, не входя ни в один клан. Вот и поплатилась. И все же то время вспоминаю как самое счастливое.

«Старуха Шапокляк - это моя теща!»

«Чебурашка и крокодил Гена»

Режиссер - Роман Качанов.

Озвучание: крокодил Гена - Василий Ливанов, Чебурашка - Клара Румянова, Шапокляк - Владимир Раутбарт.

Крылатые фразы

* «Как хорошо, что вы такой плоский и зеленый!»

* «Лариска, ко мне!..»

* «Гена, тебе очень тяжело? Давай я понесу чемоданы, а ты понесешь меня!»

* «Кто людям помогает - тот тратит время зря, хорошими делами прославиться нельзя».

Как рассказал «КП» художник-постановщик Леонид Шварцман, сначала он рисовал эскизы к будущим мультяшным персонажам, затем по ним из папье-маше делали кукол, а он их дорабатывал, добавляя детали - улыбку, ямочку на щеке... 

- В книге Успенского описание Чебурашки довольно скупое и схематичное, - говорит ­Шварцман. - В тексте не было сказано, что у него большие уши. Они появились в наших с режиссером Романом Качановым фантазиях.

Чебурашка поначалу и хвостат был, и большими ушами не мог похвастаться (фото вверху). Но постепенно хвостик уменьшался, а ушки росли (за счет хвоста, не иначе). Крокодил Гена же (слева внизу) почти сразу получился безупречным.

Первый образ Чебурашки появился так: Шварцман нарисовал циркулем круг, приделал к нему уши, глаза - готово! Затем от эскиза к эскизу увеличивались уши и уменьшались ножки - это сделало героя забавнее.

А вот образ Гены родился довольно просто.

- Я представил себе джентльмена, который носит шляпу и курит трубку, - объяснил свой замысел Леонид ­Шварцман.

Старуха Шапокляк тоже получилась быстро. У нее даже был готовый прототип. 

- Я ее со своей тещи срисовал! - смеется Шварцман.

О чем мультик про Львенка и Черепаху?

«Как Львенок и Черепаха пели песню»

Режиссер - Инесса Ковалевская.

Озвучание: Черепаха - Ростислав Плятт, Львенок - Олег Анофриев.

Крылатые фразы

* «Покатай меня, большая Черепаха!»

* «Я на солнышке лежу, я на солнышко гляжу...»

- Однажды меня спросили: «А о чем ваш ­мультфильм?» Я ответила, мол, если вы задаете такой вопрос, значит, это просто не ваш мультик, - говорит режиссер Инесса Ковалевская. - Этот фильм ни о чем, он просто дарит хорошее настроение. А началось с того, что детский сказочник Сергей Козлов принес свои ­стихотворные сказки про Африку. Композитор Геннадий Гладков написал к ним музыку. С озвучиванием не было сомнений - Черепахе свой голос  подарил Плятт, Львенку - Анофриев.

По словам мультипликаторов, Олег вжился в образ превосходно. Однажды он записывал песню: «Я на солнышке сижу» и, оговорившись, спохватился и вскрикнул тем же голосом: «Ой-ой, то есть лежу!» И тут же уже своим голосом: «Я сейчас все исправлю, давайте перепишем!» «Нет-нет, это прекрасно!» - сказала режиссер. Эта милая «ошибка» вошла в фильм.

Образ Черепахи быстро утвердили. А вот над Львенком художнику пришлось попотеть. Режиссер забраковала множество Львят, прежде чем остановила выбор на самом веселом, улыбающемся, потешном, с рыжей, «солнечной» гривой... На удивление, худсовет принял готовую работу без сучка без задоринки. Понравилось!

«Покатай меня, больша-а-а-я Черепаха!» На рисунках - эволюция любимых мультгероев от идеи (слева) до воплощения (справа).

КСТАТИ 

Попугай - Ленин и Бульдог - Брежнев 

По признанию художника Леонида Шварцмана, Попугая для мультика «38 попугаев» он замысливал похожим на... Ленина! Цензура этого не заметила, и мультипликаторы разошлись не на шутку: резкая жестикуляция, что ни слово - то демагогия... В общем, вождь мультпролетариата!

 Бульдог из мультфильма «Варежка» очень похож на Брежнева - цензоры опять не заметили шутку на грани фола. Печкин из «Простоквашино» - вылитый актер Борис Новиков. Фрекен Бок из «Карлсона» рисовалась под Фаину Раневскую. 

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ 

Сейчас легендарная студия буквально дышит на ладан.

- На «Союзмультфильме» работают четыре человека, и то только административный персонал. А в лучшие годы тут было до 600 сотрудников, - рассказал «КП» руководитель музея студии Вячеслав Шилобреев. - Зарплаты они получают за счет доходов с экскурсий.

На студии в данный момент снимается лишь один мультфильм - «Гофманиада» (готово 30 минут из 90). Два проекта заморожены. Первый - новый мультик из цикла «Трое из Простоквашино», который завершен на 80%, все роли озвучены, но начались разборки из-за авторских прав. Второй же - новые приключения попугая Кеши - остановлен из-за нехватки денег. ­«Союзмультфильму» не принадлежат авторские права ни на одного (!) персонажа, и оставшихся сотрудников скоро могут выгнать из здания: нечем платить за аренду.

- Надеемся найти продюсера от Бога, который смог бы возродить студию... - завершает свой грустный рассказ Вячеслав Шилобреев...

Фото из буклета Школы Сергея Андрияки.